Какой быть новой столице?

«Градостроительство — это ключ». Это изречение Ле Корбюзье применимо и к нынешней ситуации, когда низкое качество среды наших городов про­исходит от плохих градостроительных решений.

АРХИТЕКТУРА

И это не случайно. Деся­тилетия пребывания практического градост­роительства на положении Зо­лушки, наверное, один из харак­терных признаков авторитар­ных режимов, когда власть пре­держащим требовались в пер­вую очередь помпезные двор­цы и отдельные ансамбли, что ярко видно на примере Алматы, Ташкента, Бишкека, Ашгаба­те и других столиц бывшего СССР. Отсюда и дождь наград и премий творцам данных со­оружений, где градостроителей — единицы. Ведь их основной продукт — это проекты жилых микрорайонов, генеральных планов поселков и городов, схе­мы районных планировок обширных территорий на уровне области и республики. Увидеть их реализованными в жизни — к сожалению, нередко недости­жимая мечта, так как на это тре­буются десятилетия.

Искусственное же форсирова­ние претворения в жизнь по­добных проектов сродни строительству коммунизма, реше­ния продовольственных программ и других причуд недав­них наших правителей.

Это нашло подтверждение на примере проектирования и воз­ведения новой столицы Брази­лии (подробно можно прочи­тать в №42 «НП» за декабрь 1997 г.). Негативные плоды функционального зонирования территорий и пространственно­го развития города в результа­те сверхскоростных темпов строительства, стали необратимыми. В этом и заключается одно из характерных отличий градостроительства (урбаниз­ма) от штучного, так называе­мого «объемного» проектирова­ния зданий и сооружений, ког­да ошибки в первом случае не­соизмеримы ни с чем и неред­ко приводят к гамлетовскому вопросу: быть или не быть? По­следствия порочной архитек­турной политики, когда на пер­вое место ставилось производ­ство в ущерб интересам и здо­ровью человека, привело к тра­гической судьбе десятков боль­ших и малых городов Казахста­на, как Темиртау, Лениногорск, Зыряновск, Усть-Каменогорск, где действительно встает дилемма: или оставить производ­ство и расселить людей в дру­гое, благоприятное для проживания место, или убирать из города вредное производство, что также оборачивается мно­гомиллионными затратами.

Профессиональное бескультурье, наблюдавшееся как в про­шлом, так и сейчас, не могло пройти бесследно. Теперь мы ищем утешение в фатальной формуле «неблагоприятные ус­ловия больших городов», хотя мировая практика на примере Вашингтона, Канберры, Вены, Лондона с их внутренними большими озелененными пространствами, продуманной пла­нировкой жилых районов, ее оп­ровергает.

В том же Нью-Йорке, в «камен­ных джунглях», насчитывается 1338 парков и скверов, а пло­щадь Central park составляет 336 гектаров (для сравнения — площадь Центрального парка Алматы равна 70 гектарам). В небольшом, плотно застроен­ном островном государстве Сингапур, местные власти орга­низовали зоопарк на площади 88 гектаров. И таких примеров достаточно именно там, где ува­жают и понимают высокую роль градостроителя в обществе, благоприятном влиянии сомасштабных человеку пространств в застройке городов.

Обращаясь к опыту проекти­рования и застройки городов Казахстана, можно отметить не­которые крупномасштабные критические проблемы, затруд­няющие нормальное развитие и функционирование городской среды:

— полное или почти полное ис­пользование селитебных терри­торий в городской черте для традиционного жилищного строительства кварталами или крупными микрорайонами на свободных территориях;

— физический и, в большей мере, моральный износ жилых домов первых массовых серий, построенных в 50-60-е годы и требующих реконструкции в ближайшие 5-10 лет во избе­жание полного его выбытия;

— наличие большого массива ветхого малоэтажного жилого фонда, нередко в центральных частях города, с недостаточно развитой инженерной инфра­структурой;

— крайняя ограниченность про­пускной способности городских автомобильных дорог, недоста­точное количество путепрово­дов, тоннельных проездов, пе­шеходных переходов, объезд­ных Дорог для транзитного гру­зового транспорта;

— экологически неблагополуч­ное состояние воздушной сре­ды, подземных вод и грунтовых массивов;

— постоянно нарастающий де­фицит питьевой воды.

Все эти и другие проблемы особенно остро стоят перед Акмолой в связи со сверхускорен­ными темпами перевода сто­лицы из Алматы.

В рамках решения проблемы регулирования, урбанизации и улучшения жилой среды в июле 1996 г. в Стамбуле (Турция) прошла вторая конференция ООН по населенным пунктам (Хабитат II). Первая подобная конференция (Хабитат I) проходила в Ванкувере (Канада) в 1976 году.

Одной из важнейших целей проведения данного меропри­ятия явилось превращение крупных и малых городов и по­селков во всех странах мира в благоприятные для здоровья человека, безопасные и устой­чиво развивающиеся места проживания.

Новейшие тенденции в разра­ботке генеральных планов го­родов заключаются в переори­ентации политики бесконечно­го расширения территорий к поиску и максимальному ис­пользованию пространств внут­ри городской черты, в том чис­ле реконструкции ветхого жи­лого фонда.

Устаревшие нормативы планировочной организации заст­раиваемых территорий породи­ли порочную формулу расши­ренного по объемам, ускорен­ного по времени, функциональ­но упрощенного и технически примитивного строительства.

Ресурсорасточительный ха­рактер планировки новых горо­дов и районов активного жи­лищного и промышленно-коммунального строительства усу­гублялся практикой застройки населенных мест. Как правило, для промышленных предприя­тий, складских объектов и ин­женерных сооружений земель­ные участки отводились с боль­шим запасом и без должного внимания к требованиям их ин­тенсивного использования. В результате промышленно-складские зоны Акмолы зани­мают до 60 процентов от всей территории города.

Вместе с тем смысл города, как элемента территориальной организации народно-хозяй­ственного комплекса, заключа­ется в ускорении информаци­онного, финансового и товарно­го обмена, обеспечении необ­ходимого уровня эффективно­сти экономики, воспроизвод­ства трудовых ресурсов, разви­тия науки и техники.

Рыночная фаза развития горо­да требует в высшей степени эффективного использования пространственных ресурсов, со­кращения перепробегов транс­порта и излишней протяженно­сти инженерных коммуникаций, что положительно сказывается на цене валового внутреннего продукта. То есть, чем компак­тнее город, тем более возрас­тает его ресурсоемкость, фондоотдача и в целом — доход, полу­чаемый от объема произведенной в пределах городской чер­ты товарной продукции и ока­занных услуг, а также от скорос­ти оборота финансовых средств.

Очевидно, что наиболее конкурентоспособной окажется та продукция, в цене которой ми­нимизированы как инфраструк­турные затраты в целом (вклю­чая управление, инженерное обеспечение и транспорт), так и собственно производствен­ные расходы. Поэтому совер­шенствование системы управ­ления и функционально-плани­ровочной структуры Акмолы — сравнительно простой способ повысить общую эффективность и инвестиционную привлека­тельность специальной эконо­мической зоны.

Нурбек АУЖАНОВ – Новое поколение №10 (240) март 1998 г.

Предыдущая запись «Золотые точки» Астаны
Следующая запись Акмола и Бразилиа: сможем ли мы научиться на чужих ошибках?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.