«Золотые точки» Астаны

Позади шумное празднование Дня нашей новой столицы. Многочисленные гости разъехались, в очередной раз, удостоверившись в постепенном становлении города как цивилизованного центра молодого государства.

Тем не менее, проблемы остают­ся, и их надо решать, выделив из них приоритетные.

На майском совещании по вопросам обустройства столицы, проведенном Президентом страны Н.Назарбаевым в Астане, во главу угла поставлены вопросы обустройства окраин города. Если центральное ядро с главной площадью явилось уже сейчас устойчивой «визитной карточкой», то далеко не все жители Астаны чувствуют себя столичными жителями. Это касается не только вопросов подачи горячей и холод­ной воды, отопления домов. Оказы­вается, буквально в двух шагах от центра можно реально почувство­вать себя жителем какого-нибудь захолустного районного центра, если бы не силуэты новых высотных административных и жилых доми­нант.

Сегодняшнее безавральное про­ектирование и строительство горо­да, укрепление его имиджа как но­вой столицы дает возможность спо­койно проанализировать процесс ее градостроительного развития, сде­лать определенные выводы и наме­тить дальнейшие шаги. Процесс разработки нового генерального плана Астаны, находящегося в ста­дии завершения, не должен служить препятствием для последовательного формирования и выявления уз­ловых зон общегородского центра.

И у нас есть возможность в корот­кие сроки сформировать ядра по­добных зон, вокруг которых потом разовьется своя инфраструктура.

Учитывая специфику акмолинс­кого ландшафта, обусловленного совершенно плоским рельефом, и назревшую проблему поиска градо­строительного своеобразия новой столицы, необходимо продуманное формирование градузлов со сторо­ны главных въездных магистралей в город (ворот столицы): со стороны Караганды по пр. Абылай-хана; на въезде из Костаная по пр. Богенбая; со стороны аэропорта; на базе усиле­ния узла железнодорожного вокзала; в районе недостроенного Дворца культуры при спуске с автодорожно­го моста Софиевского шоссе.

Этим достигается и визуальное пространственное обозначение гра­ниц города, его центральной части.

Сегодня уже идет активное фор­мирование учебно-рекреационно-спортивного комплекса в районе р. Ащисай, некогда, по генплану ленин­градских градостроителей, претендо­вавшего на главный центр Целиног­рада. Подобное активное формиро­вание этой зоны является естествен­ной реальностью, как продолжение ядра центра вдоль проспекта Кенесары и далее по Абылай-хана на Кара­ганду. Как один из выездных градостроительных узлов он мог бы быть наделен определенным символическим знаком, подчеркивающим данное на­правление, например, выразить тему южной столицы Алматы. Кстати, не случайно и район называется в целом Алматинским. Подобная тема должна отразиться (особенно в праздничные дни) в вывесках, лозунгах, в рекламе на билбордах, названиях торговых точек, ресторанов и кафе, жилых рай­онов и т.д.

Следующий объект «визитной кар­точки» новой столицы — узел железно­дорожного вокзала. Основная тема могла быть следующей; «Астана — крупнейший транспортный узел Ка­захстана», Этот район требует его усиления общественно-деловыми и тор­говыми функциями. Во всех развитых странах подобные зоны являются важ­нейшими компонентами общегород­ских центров. Не случайно в проекте победителя международного конкур­са японского мастера Кишо Курокавы узел железнодорожного вокзала яв­ляется главным деловым центром Астаны. В будущем данный узел мог бы обслуживать не только прилегаю­щие районы, но и транзитное и при­бывающее в город население из при­городных поселков, перехватывая его у себя и одновременно разгрузив центральное ядро столицы. Кстати, концептуальный проект района же­лезнодорожного вокзала был в свое время предложен проектно-строительной фирмой «Ак орда» в виде супер делового, общественного и торгового центра, что еще раз под­тверждает актуальность его освое­ния.

Район пересечения проспекта Богенбая и речки Сарыбулак на базе двух 24-этажных жилых комплексов встречает гостей со стороны Костаная и Атбасара. В качестве символи­ческого знака здесь могла бы зву­чать тема дружбы с Россией, тема Евразии.

Сегодня идет активное формиро­вание южного направления со сто­роны аэропорта (в соответствии с проектными материалами победи­телей последнего международного конкурса) на центр новой столицы. Уже проглядываются контуры оче­редного градкомплекса в виде строящегося бизнес-центра фирмы «Ренко», Дома приемов и Этнографического парка с мемориальным курганом жертвам сталинских репрессий. Данная территория должна получить развитие в виде столичных территориальноемких мемориальных и специализированных центров в создаваемом лесопарковом защитном поясе (рекреационных, этнокультурных типа «казахского аула», ботанического сада, технопарков и других парков познавательного плана).

Эта зона в перспективе является особой составной частью столичного центра и отражает в себе общеказахстанскую функцию. На главном въезде в Астану должны найти максимальное отражение символы новой столицы Казахстана с ее образными атрибутами и лозунгами типа рисунков (или панно) «барса», «Казахстан-2030», «города — центра Евразийского континента» с продолжением этой темы на проспекте Республики.

Постепенное преобразование этих и других зон общегородского центра Астаны, научно-методический и системный подход к сложнейшим вопросам формирования планировочной структуры города предоставляют градостроителям и архитекторам Казахстана прекрасную возможность реализации своих замыслов. Они могут построить гармоничный и красивый город, удобный для проживания и работы, избежать тех градостроительных ошибок, допущенных при строительстве Алматы и некоторых крупных городе Казахстана.

Рекламно-информационная газета – 16.07.1999 г. — №26

Н.Аужанов – компетентное мнение

Предыдущая запись Астана. Прыжок в XXI век. Градостроительные аспекты развития. Опыт проектирования и строительства зарубежных столиц
Следующая запись Какой быть новой столице?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.