Акмола и Бразилиа: сможем ли мы научиться на чужих ошибках?

Идея создания столичного города и освоения центральных частей страны владела умами в Бразилии еще за сто лет до постройки столицы. В 1823 г. основатель Бразилии Хосе Бонофкациа предложил как саму концепцию, так и название новой столицы.

По Конституции 1891г. для столичного города была выделена террито­рия площадью в 14400 квадратных километров на центральном пла­то, а комиссия Крулса разработа­ла проект освое­ния района. Но вплоть до 1950 г. никаких серьезных действий в этом направлении не было предприня­то. В этот период прежняя столица — Рио-де-Жанейро быстро росла, покрывая холмы трущобами. В 1955 г. предложение о строительстве «внутренней столицы» встало в повестке дня после того, как кандидат в президен­ты социалист Жуселино Кубичек пообещал построить город в свой первый президентский срок. Он хотел построить бес­классовый город в государстве, где огромное количество бед­ных было отделено от элиты, правящей страной. Ж. Кубичек надеялся, что новый город ста­нет не только местом размеще­ния правительства и админис­трации, но и откроет неосвоен­ные центральные районы стра­ны, позволив эксплуатировать их богатства.

После победы на выборах Ж. Кубичек попросил своего друга архитектора-социалиста Оскара Нимейера разработать план города. Нимейер нахо­дился под сильным воздей­ствием принципов современ­ной архитектуры и одного из ярких его представителей швейцарского архитектора Корбюзье. Шарль Эдуар Жаннере ле Корбюзье сын швейцарского часовщика, верил в то, что центры всех городов долж­ны быть разрушены и застрое­ны заново так, чтобы широкие проспекты позволяли пропус­кать большое число автомоби­лей и их очертания должны быть правильных геометричес­ких форм. Он полагал, что жи­лье должно быть результатом массового производства для массового заселения. До того, как О.Нимейер смог начать ра­боту он столкнулся с протес­тами Института Бразильских Архитекторов, который был воз­мущен методами выбора пла­нировщика и призывал прове­сти конкурс. Британский урба­нист сэр Уильям Холфорд был приглашен в качестве члена жюри, почти одновременно с работой по корректировке ге­нерального плана Канберры. Но в жюри, доминировал О.Ни­мейер и решение о выборе по­бедителя, было принято всего затри дня. Работа была пере­дана Лусио Коста — другу и быв­шему шефу Нимейера. Преми­рованное предложение, которо­го состояло лишь из пяти набросков. Не были представлены макет, технические схемы, экономический анализ и демографический прогноз. Нимейер получил право проекти­ровать все главные здания, включая Парламент, Верховный суд, Президентский дворец и другие столичные учреждения.

План состоял из монумен­тальной оси, на которой вдоль главного бульвара располага­лись одинаковые кварталы офисов, достигающие Площади Трех Властей.

Требование завершить проект в течение всего четырех лет за­ставило О.Нимейера работать без контрактов с крупными за­стройщиками. Вместо этого он полагался на труд 60000 индей­цев с прилегающих территорий. Ввиду их невысокой квалифика­ции, все здания возводились из бетона, который был дешев и удобен для работы малоквалифицированных строителей.

Работа была строго ограниче­на по времени. Ходят легенды о водителях грузовиков, которые перевозили один и тот же груз песка по нескольку раз в день, о типографских работниках, кото­рых нанимали топографами. О каменщиках, выполнявших ра­боту экономистов. Никто не счи­тался с расходами.

К моменту истечения прези­дентских полномочий Ж. Куби­чек потребовал завершения ра­бот, чтобы «построенный» город можно было сфотографировать для очередной предвыборной компании. Рабочие трудились сутки напролет, покрывая краской здания. За один день было установлено 2000 осветителей и окрашено 722 здания. В на­меченный день Президентский дворец, общественные здания, гостиница и 94 блока были за­вершены и готовы к торжествен­ному открытию. Однако, многие из них состояли лишь из обо­лочки без начинки. Не удались также спешные попытки укра­сить красную почву травой.

После завершения город выг­лядел как огромная театраль­ная декорация. Белые здания составляли резкий контраст си­нему небу и красной земле. Строительство новой столицы поставило страну на грань бан­кротства. Несмотря на то, что Кубичек выполнил свое предвы­борное обещание, он не был пе­реизбран. О.Нимейер после требования предстать перед судом уехал в Израиль.

Быстрое развитие города по­родило много проблем. Самой большой было появление не­запланированных трущобных поселков. Индейцы, нанятые на строительство столицы, возвели их на краю города, где они жили, пока шли строительные работы. Предполагалось, что индейцы вернутся на родину после за­вершения работы, оставив город стерильно чистым, Ж. Кубичек пытался избежать повторения ошибок Рио-де-Жанейро с его безобразными фавелами. Од­нако, по иронии судьбы, наняв так много людей на строитель­ство столицы, он породил ту же проблему на новом месте. По­пытки выселить индейцев силой потерпели провал и в 1961 г., к сожалению архитекторов, вышел закон, позволивший сохранить трущобы Бразилиа.

Стремительный темп строи­тельных работ при участии неквалифицированных рабочих спровоцировал еще одну проблему. На сегодняшний день многие здания бразильской столицы имеют серьезные тре­щины.

После завершения строитель­ства город оказался перед ли­цом тех же проблем, что и Кан­берра, новая столица Австра­лии. Никто из чиновников не хотел переезжать туда. Так же, как и в Канберре, это нежела­ние было трудно преодолеть. Из-за отсутствия железнодо­рожного и воздушного сообще­ния с обжитыми районами страны столица оказалась в изоляции. Государственные служащие не хотели менять комфортные условия Рио на новый город. Это в полной мере относилось и к работникам дип­ломатических представи­тельств. Но Кубичек слишком много инвестировал в новую столицу, чтобы город был заб­рошен, и в конце концов Брази­лиа была заселена и связана с побережьем сетью крупных ав­тострад.

Аналогий с новой бразильской столицей напрашивается мно­го, начиная с того, что в основе переноса столицы Казахстана в Акмолу лежит, прежде всего, идея активизации освоения се­верных и центральных террито­рий страны.

Перенос центра тяжести мно­гих преобразований в рыночной экономике с юга на север ожи­вит инвестиционную политику, внеся новые оттенки в ее дея­тельности. Прежде всего — от откровенно сырьевой направ­ленности к обработке и пере­работке богатейших природных ресурсов и до получения конеч­ной и экспортно привлекатель­ной продукции. Предпосылки для этого имеются в виде раз­витой железно- и автодорожной сети, наличия энергетических и водных ресурсов, квалифициро­ванной рабочей силы и грамот­ного инженерно-технического персонала.

Думается, что идея переноса столицы в Акмолу прямым об­разом должна касаться близле­жащих областных центров Кокшетау, Караганды, Павлодара, Петропавловска, Костаная, свя­занных между собой развитой транспортной сетью.

Это означает, прежде всего, рассредоточение федеральных управленческих функций в этих городах. Одна Акмола «физи­чески» не сможет вместить в себя всё министерства и ве­домства, не говоря об институ­тах президентской и законода­тельной власти. Можно найти для чиновников помещения и квартиры, нанять шоферов и обслугу, но где взять столько вспомогательного персонала, владеющего языками и компь­ютером, умеющего грамотно и оперативно подготовить доку­ментацию на уровне междуна­родных стандартов?

А ведь рядом находится Кара­ганда с мощным интеллектуальным потенциалом, с развитыми вузами и научно-исследова­тельскими институтами, неда­леко — Павлодар и Кокшетау.

Необходимы срочные государ­ственные инвестиции в транс­портные и инженерные комму­никации в этом регионе, что даст, в результате, быстрые и скоростные связи, когда время в пути на современных поездах от Алматы до Акмолы займет не более 6-8 часов, не говоря уже о расстояниях до близлежащих крупных промышленных цент­ров. А плотность транспортной сети и быстрота сообщений — залог успешной инвестицион­ной деятельности и, вообще, признак успешно развивающе­гося государства.

В заключение, если обратить­ся к опыту строительства г. Бразилиа, то в настоящий мо­мент государство Бразилия, одно из самых больших по тер­ритории, является страной, про­изводящей все, от продуктов питания до автомобилей и са­молетов, богатая недрами и гидроресурсами.

В отношении недр и огромных пространств Казахстан похож на эту далекую южноамериканскую страну, и будем надеяться, что сегодняшние планы преобразо­вания Республики Казахстан дадут шанс войти ей в XXI век уверенным шагом.

Нурбек АУЖАНОВ – Новая столица

Новое поколение №42 (227) декабрь 1997 г. (стр. 11)

Предыдущая запись Какой быть новой столице?
Следующая запись Основные градостроительные приоритеты в развитии новой столицы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.