Энергосберегающая политика в генеральном плане современного города

Перед нашим обществом сегодня стоит задача широкого внедрения энергосберегающих техники и технологий, сокращения и экономии потребляемых ресурсов. Это непосредственным образом касается градостроительства, поиска более эффективных подходов, как в целом системы расселения, так и в планировке наших городов, особенно крупных.

Подобный энергосберегающий подход, признанный как аксиома в высокоразвитых странах, с трудом пробивается в отечественном градостроительстве, инерционно двигаясь по пути высокозатратного проектирования и строительства.

Рациональная организация пространства способствует экономичности транспортной и инженерной инфраструктуры города, уменьшает стоимость валового продукта. Такой подход, кстати, в полной мере применим к системе расселения как в целом по Казахстану, так и к отдельном очагам расселения. К сожалению, сложившая картина расселения по территории республики является очень энергетически зависимой, особенно в условиях нашего сверхконтинентального климата. В странах рыночной экономики территории, подобные нашим, осваиваются более эффективным путем. Пример Канады и Австралии показал, что людей стягивали и компактно расселяли на удобных и комфортных для проживаниях территориях. Остальные огромные арктические (Канада) или пустынные (Австралия) земли осваивали в основном вахтовым методом.

Кстати и Россия, вследствие широкой, в прошлом, экспансии в районы с экстремальными природными условиями, ежегодно тратит огромные средства на поддерживание жизни в городских поселениях.

Сегодня город – основной потребитель энергии и тепла и от того, как правильно мы будем организовывать его пространственную структуру и функциональное зонирование, зависит экономия ресурсов и финансирование средств, направляемых на его жизнеобеспечение.

По отношению к городу мы должны перейти от дорыночной экспансии на прилегающие территории  к рыночной энергосберегающей политике интенсивного освоения старых городских кварталов, путем их уплотнения.

Логичность подобной смены приоритетов в развитии наших городов объясняется вполне ясными доводами, а именно:

— насыщенностью объектами культурно-бытового и социального характера

— наличием больших территориальных резервов внутри жилых кварталов в комплексе с уже сложившейся инженерно-транспортной инфраструктурой, магистральных сетей;

— близостью уже имеющихся крупных источников инженерного обеспечения (ТЭЦ, водозаборы, электроподстанции);

— основные места приложения находятся здесь же, часто в радиусе пешеходной доступности;

— необходимостью сноса аварийного и ветхого жилья, особенно в центральной части города, строительство здесь коммерчески прибыльного жилья и деловых учреждений.

Города – основные потребители энергии. Еще во времена СССР, проведенные в КиевНИИП градостроительства исследования по проблеме экономии энергоресурсов, планировке и застройке городов показали, что повышение компактности городского плана путем сокращения площади территории в пределах застройки на 1 га в больших и крупных городах снизит потребление до 50 тонн условного топлива в год.

Мы только сейчас начали говорить об экономии энергоресурсов, широкого внедрения энергосберегающей техники и технологий, которые непосредственно оказывают влияние на планировочную структуру наших городов, тогда как в развитых странах мира этой проблемой начали серьезно заниматься с 70-х годов прошлого века.

По уровню затрат электроэнергии на один доллар ВВП мы отстаем от индустриально развитых стран более чем в 10 раз, т.е. мы тратим в десять раз больше электроэнергии, чем в нормальных странах, чтобы еще и произвести заведомо худшую, неконкурентноспособную продукцию. А стоимость строительства зданий в условиях Северного Казахстана в 2-3 раза выше чем в Западной Европе, а по сравнению с субтропиками – в несколько раз. Это еще если не учитывать забивку сваями вместо ленточных фундаментов в Астане.

Астана – яркий пример города, где необходимо применять самые жесткие меры по теплоэнергосбережению. Он должен быть компактным, теплым, энергосберегающим и соответственно экономичным городом. Обилие энергоёмких объектов, особенно на левом берегу, завтра, если уже не сегодня будет способствовать обострению энергетических проблем, связанных с отоплением жилфонда и общественно-административных комплексов зимою и кондиционированием огромных помещений летом. Миллиардные бюджетные средства уходят на их эксплуатационное обслуживание, уборку улиц и дворов (особенно в зимнее время) расползающего как «масляное пятно» территории города, ликвидацию скопления талых и дождевых вод на столичных магистралях и дорогах, из-за плохо реализованной вертикальной планировки и слабо развитой ливневой канализации. Этому также способствует ровный рельеф и плохо дренируемые глинистые грунты.

В декабре 2008 на совещании по вопросам застройки Астаны президент Н.Назарбаев резко раскритиковал неуместные в кризисное время траты столичного бюджета по ряду проектов, особо выделив тему внедрения энергосберегающих технологий. 29 июня 2009 года на прошедшем в столице VIII градостроительном форуме президент страны опять поднял проблему энергосбережения, компактности развития города, строительство высотных зданий по примеру Дубая и Абу Даби, сокращения протяженности инженерных и транспортных магистралей и т.д.

Компактное развитие города на севере не только связано с климатом, но и отвечает, прежде всего, рыночным реалиям, т.к. повышается ресурсоемкость его территории, фондоотдача, скорость оборота финансовых средств,появляются территории, дающие доход в бюджет. Бездоходных территорий и пространств не должно быть.

Например,анализ развития крупнейших столиц мира с одинаковыми по размерам территориями показывает их очень рациональное и компактное развитие, несмотря на благоприятнейшие климатические условия. Популярное ныне словосочетание «устойчивое развитие» означает именно такой подход к планированию городских территорий при котором достигается гармония и социальный комфорт. Средства из государственного и столичного бюджета должны направляться на первостепенные нужды, а именно в инженерно-транспортную инфраструктуру существующей части города, развитие источников тепла и объектов канализации, снос ветхого и аварийного жилья, «зачистки» огромных промышленных зон, внедрения высокотехнологичных,конкурентноспособных производств в структуру жилых кварталов, сокращая, тем самым, трудовые потоки в промышленную зону.

Переориентация градостроительной политики от извне во внутрь города – сегодня актуальнейшая задача при разработке генеральных планов. Руководитель московского строительного комплекса В. Ресин отмечает,что … «в ближайшее время Москва вширь не будет расти, приоритетной задачей является реконструкция уже существующих территорий». Это касается также и нашего крупнейшего мегаполиса Алматы, быстро растущих областных городов как Шымкент, Актобе, Атырау, Павлодар, Костанай. Необходимо привести в порядок то, что годами застаивалась, стагнировалось в период советской власти.

Мне, как градостроителю и жителю столицы, непонятно стремление сегодняшних разработчиков генерального плана достичь миллиона и более жителей в Астане. Если мы не можем организовать нормальную жизнедеятельность для 700 тысяч людей, то затем бесконечно расширять границы этого, подчеркиваю, северного города? Инстинкт самосохранения, присущий живой природе, должен присутствовать и при проектировании нашей столицы.

Если имеется в виду подобная численность населения с пригородными поселками, то тогда логично, т.к. с ростом благосостояния казахстанского общества в пределах больших городов, особенно столичных, будет усиливаться процесс субурбанизации, т.е. перетока части городского населения в пригородную зону, стремление жить на земле, в своем доме. Это касается и некоторых объектов производственного назначения не работающих на столичный народно-хозяйственный комплекс, т.е. склады, базы, автопредприятия, экологически опасные объекты.

Современная методика разработки генеральных планов требует рассматривать город шире его административных границ, т.е. в системе расселения с учетом пригородной зоны, вывода некоторых непрофильных функций в близлежащие поселения по главным коммуникационным осям, тем самым подняв их статус и трудозанятость населения.

Необходимо разработать механизм государственного управления миграционных процессов с целью привлечения в Астану наиболее активной и состоятельной части населения из других регионов, остановить процесс люмпенизации населения и полустихийного строительства недоброкачественного жилья на территории города, что способствует угрозе появления новых «шаныраков».

Государству необходимо всемерно поддержать современную положительную тенденцию строительства малоэтажного жилья и перемещения капиталов в пригороды столицы по основным планировочным направлениям, особенно в сторону Караганды, Кокшетау, Атбасара, обеспеченных транспортными коммуникациями. Это дает реальную возможность приобрести крышу над головой нашей молодежи, избежать попадания в ипотечную «кабалу». Массовое освоение пригородных земель под малоэтажное строительство одновременно позволит снизить цены за 1 м2 жилья в самом городе.

На перспективу, по примеру зарубежных крупных городов, вполне возможно появление урбанизированной полосы расселения до Караганда — Темиртаусского промрайона с целой сетью агрогородов, рекреационных и развлекательных центров, транспортно — логистических узлов, крупных оптово-торговых комплексов, научно-исследовательских центров и возможно нового регионального авиаузла, обслуживающего население ближайших с Астаной городов, как Караганда, Павлодар, Семей.

Вышеназванные проблемы современного города и пути их разрешения как никогда актуальны сейчас и требуют незамедлительных мер.

Аужанов Нурбек, директор ТОО «Градкомплекс», кандидат архитектуры

Предыдущая запись Особенности проектирования и строительства жилых районов и микрорайонов для условий г. Астаны.
Следующая запись Планировочная структура Алматы и Алматинской групповой системы населенных мест (АГСНМ)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.