Особенности проектирования и строительства жилых районов и микрорайонов для условий г. Астаны.

Аналитический обзор

Авторы:     Аужанов Нурбек Габдулхамитович,

                   кандидат архитектуры, зам. директора

                   по науке института «Акмолакоммунпроект»

Рецензент:   Чиканаев А.Ш., кандидат архитектуры,

                     профессор Евразийского Университета

                     им. Л.Н. Гумилёва  

В данном обзоре даётся сжатая информация по проектированию и строительству жилых районов и микрорайонов в неблагоприятных природно-климатических условиях г. Астаны. Затрагиваются вопросы организации транспортной сети, озеленения, общественного обслуживания и благоустройства.

Обзор предназначен для архитекторов-градостроителей, руководителей проектных и строительных организаций и других специалистов, имеющих отношение к проектированию и строительству массового жилья в городах и посёлках Центрального и Северного Казахстана.

Введение.

Практика проектирования и жилищного строительства населённых пунктов Центрального и Северного Казахстана показала необходимость более детального изучения природно-климатических особенностей данных территорий.

Снижение климатического дискомфорта внешней среды – основа благоприятной жизнедеятельности населения. Разработка градостроительных мероприятий играет, наряду с снижением теплопотерь зданий конструктивными и иными методами, решающую роль.

Решению данной проблемы уделялось, в практике советского градостроительства, достаточное внимание. В работах Карамышева В.А., Манна А.В., Смирнова В.И., Зильберг О.И., Демина Н.М. рассматривались отдельные стороны застройки жилых районов, которые, в связи с новым идеологическим подходом, рыночными отношениями в обществе требуют некоторой переработки.

Этому посвящается данный обзор, который не претендует на всеесвятность этой очень сложной темы, требующей постоянного изучения.

  1. Планировка и застройка жилых районов.

     Принципы и приёмы планировки жилых районов должны быть связаны с формированием всей селитебной территории города.

     Характерным для казахстанских городов, независимо от их величины и градостроительной специфики, является относительно компактное развитие селитебной территории, при котором соблюдаются надлежащие санитарно-гигиенические условия и обеспечиваются удобное расселение и обслуживание людей.

     В большинстве случаев селитебная территория города разделяется на составные части различными естественными и искусственными границами (водоёмы, железные дороги, промышленные и складские территории, массивы зелёных насаждений и т.п.). Эти обособленные части, или, как их называют, селитебные районы, различаются размерами и степенью обособленности.

     Жилой район следует рассматривать как главный структурный элемент города со своим собственным общественным центром, в котором размещаются учреждения периодического пользования.

     Основой совершенствования структурного решения жилого района, расположенного в Северном Казахстане, наряду с функциональными требованиями должен являться полный учёт специфики природно-климатических факторов и нейтрализация их дискомфортного влияния на человека.

     Для создания условий жизни населения, отвечающих современным требованиям, в каждом селитебном районе должно быть обеспечено:

  • размещение всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания;
  • организация необходимых озеленённых пространств для отдыха населения и защищённых зон для улучшения санитарно-гигиенических условий;
  • устройство системы магистральных улиц с учётом развития движения и безопасности населения.

Принципы размещения учреждений в системе жилого района, т. е. организация обслуживания населения, обуславливают планировочную структуру построения жилых районов. 

Первичной единицей социальной организации жизни населения является группа жилых домов (или жилой комплекс) с численностью населения 2 – 4 тыс. человек.

Учреждения, обслуживающие жилой комплекс, могут размещаться в отдельных зданиях или в первых этажах жилых домов.

Следующая ступень социальной организации жизни населения (микрорайон), формируется такими обслуживающими учреждениями, как школы, детские сады и ясли (для семейных контингентов населения), магазины, столовые и предприятия бытового обслуживания общего пользования, а также места отдыха и занятия спортом.

Всеми перечисленными учреждениями население пользуется ежедневно, поэтому наиболее целесообразное расстояние от жилья до обслуживающих учреждения (кроме школ) – 300-500 м. В связи с суровостью климата Северного и Центрального Казахстана этот радиус доступности должен быть сокращён на 10-20%.

Несколько групп жилых домов (жилых комплексов), население которых обслуживается всеми учреждениями повседневного пользования, составляют микрорайоны.

Наряду с учреждениями повседневного пользования все контингенты населения жилого района, расселенные в нескольких микрорайонах, обслуживаются группой культурно-просветительных и коммунально-бытовых учреждений, спортивными сооружениями, садами для отдыха, поликлиниками и другими учреждениями периодического пользования. Как правило, перечисленные учреждения располагаются в зоне доступности порядка 500-700 м.

Таким образом, складывается следующая структурная единица – жилой район, которую формируют учреждения периодического пользования.

Приведенный принцип распределения обслуживающих учреждений культурно-бытового назначения, основанный на обеспечении максимальных удобств населения, предопределяет структуру организации селитебных территорий города: жилой комплекс – микрорайон – жилой район.

Учреждения культурно-бытового обслуживания подразделяются на две категории:

  • учреждения первичного и повседневного пользования, обслуживающие население микрорайона;
  • учреждения периодического пользования, обслуживающие население не только жилого района, но и несущие общегородские функции.

Учреждения периодического пользования населения подразделяются на следующие группы:

  • культурно-просветительные учреждения (клубы, кинотеатры, библиотеки с читальными залами, лекционные и концертные залы и т. п.);
  • спортивные учреждения и устройства (спортивные базы, плавательные бассейны, зимние катки и др.);
  • предприятия питания и торговли (магазины, продовольственные и промтоварные, рестораны, столовые, кафе и т. п.);
  • предприятия бытового обслуживания (различные бытовые мастерские, ателье, парикмахерские и т. п.);
  • учреждения кредита и связи (коммерческие банки, сберегательные кассы, почта, телеграф и т. п.);
  • лечебные учреждения (поликлиники, родильные дома, аптеки, женские и детские консультации и т. п.).

В жилых районах могут размещаться учреждения общегородского значения, как, например, рынок Евразия (г. Астана).

С увеличением потребностей населения в жилых районах будут возникать новые учреждения различного назначения. Возможно, будут создаваться специальные клубы, объединяющие население по интересам (любителей музыки, изобразительных искусств, театра и др.). Может появиться необходимость строительства больших залов для массовых зрелищ и демонстраций различных достижений в народном хозяйстве, культуре и технике.

Для размещения новых видов зданий и сооружений необходимо предусмотреть резервные участки в пределах территорий, выделенных для учреждений той или иной группы обслуживания.

Учреждения периодического пользования: культурно-просветительные учреждения, предприятия бытового обслуживания, учреждения кредита и связи, спортивные устройства, а также некоторые лечебные учреждения (такие, как поликлиники, и аптеки) целесообразно размещать в пределах удобной пешеходной доступности. Затрата времени для подхода к таким обслуживающим учреждениям не должна превышать 15 минут. Исходя из этого, перечисленные учреждения размещаются от наиболее удалённого дома на расстоянии, не превышающем 1000 м (в переводе на геометрический радиус это расстояние составляет 700-800 м).

На территории в пределах указанного радиуса при 4-5-этажной застройке может быть расселено примерно 25-35 тыс. человек при норме жилой площади 9 кв. м на жителя ( по доперестроечным расчётам).

Это количество населения принято считать оптимальным для жилого района. При увеличении нормы жилой площади до 15 кв. м и более, соответственно уменьшается население района до 15-20 тыс. человек.

Однако, в настоящее время, норма жилой площади на 1 человека строго не регламентируется.

Расслоение населения на бедных и богатых делает это правило не обязательным.

Также горожане более самостоятельны в выборе и в возможностях выбора – где им жить, как жить, какими услугами пользоваться. Поэтому необходимо нормировать не номенклатуру услуг, предоставляемых жителю, а некий социальный стандарт, который должен быть обеспечен жителю в радиусе до 200 метров – первичный комплекс обслуживания.

На данном локальном уровне сами жители решают и определяют некий набор учреждений обслуживания не расписанный в обязательном социальном стандарте. Например, периферийный район с меньшей доступностью центральных частей города нуждается в более развлетвлённой системе торговли, обслуживания.

Район, где преобладают среди жителей люди, ориентированные на коммерческое жилище требует более элитарного обслуживания в сфере учёбы детей, здравоохранения. Они могут и отказаться от иных образовательных объектов, предусмотренных в обязательном перечне,         т. е. системы нормирования в городе должна быть двухуровневой.

Минимальные, общие стандарты городской среды должны устанавливаться на городском уровне. Сюда относятся нормы и по общественному транспорту, инженерному оборудованию, исторической и природной среде и т. д. Второй уровень – локальный, решается на местном уровне с активным участием самих жителей.

Таким образом, в пределах селитебных районов формируются жилые районы, территориальные размеры которых определяются исходя из допустимой пешеходной доступности к культурно-просветительным и коммунально-хозяйственным учреждениям периодического пользования.

Для удобства населения более рационально все здания с учреждениями периодического пользования расположить смежно, в результате чего образуются общественные центры жилых районов, иногда играющие роль специализированных узлов общегородского центра.

Планировка общественных центров жилых районов должна быть максимально компактной. Площади целевого назначения перед группами общественных зданий принимать минимально-необходимых размеров, не допуская при этом устройства больших открытых пылящих поверхностей.

Одним из основных требований к размещению и строительству общественных центров является создание в них благоприятных условий для отдыха и обеспечение удобных подходов. В связи с развитием автомобильного движения становится актуальной задача изоляции общественных центров и подходов к ним от потоков городского транспорта. Для этого нужно выделить территории, предназначенные для пешеходного движения к центрам, и изолировать подъезды к общественным зданиям от этих пешеходных направлений.

Размещение общественных центров жилых районов и их состав обусловливаются градостроительной характеристикой и размером селитебных районов.

Членение селитебной территории на жилые районы происходит             по-разному в зависимости от размера города, что отражается на формировании жилых районов и в первую очередь – на образовании в них общественных центров. Действительно, в малом городе с численностью населения не более 50 тыс. человек, где вся селитебная территория чаще всего составляет единый компактный массив, город, по существу, будет проектироваться как один жилой район. В центре этого района, наряду со всеми необходимыми учреждениями периодического пользования, должны быть размещены и все необходимые учреждения городского значения (здания административных организаций, театр, музей, дом молодёжи и т. д.

Планировка и организация жилых районов большого города с численностью населения 150-200 тыс. человек решается несколько иначе, чем в малом городе. Различно организуется планировка жилых районов и в зависимости от их величины. Так, например, в небольших селитебных районах, где можно расселить 20-40 тыс. жителей, может быть образован один жилой район и один общественный центр.

В больших селитебных районах с населением 60-100 тыс. человек будет необходимо устройство нескольких центров, обслуживающих население прилегающих микрорайонов в пределах пешеходной доступности. Таким образом, в данном случае селитебный район будет включать несколько жилых районов.

В крупных городах при наличии значительных по размерам селитебных районов с населением 150-200 тыс. человек должна быть создана целая система общественных центров, тяготеющих к главным городским магистралям.

Приведенные общие схемы формирования общественных центров подтверждают высказанные ранее соображения о том, что в пределах селитебных районов создается своя обособленная сеть обслуживающих учреждений.

В зависимости от конкретных решений планировки селитебного района в целом отдельные общественные центры могут проектироваться как главные, с развитым составом учреждений и обслуживать население всего селитебного района с увеличенным радиусом доступности и являться составной единицей общегородского центра.

При планировке большого района с населением 60 тыс. жителей размещение и состав общественных центров могут меняться в зависимости от общего приёма построения всего района в целом.

Размещение лечебных учреждений и коммунально-хозяйственных предприятий обусловлено несколько иными требованиями. Больницы и родильные дома должны размещаться в наиболее здоровых местах. Кроме того, больницы и родильные дома могут обслуживать население двух, а иногда и трёх жилых районов (если население жилого района насчитывает 25-35 тыс. жителей). Эти требования предопределяют размещение больниц и родильных домов за пределами жилых районов.

Коммунально-хозяйственные предприятия также должны быть изолированы от жилой зоны и размещаться для удобства обслуживания вблизи от транспортных магистралей.

 

  1. Архитектурно-планировочная композиция жилого района.

Основой для архитектурно-пространственного построения композиции жилых районов является выявление социальной организации жизни населения. При этом следует подчеркнуть, что социальная организация и учёт функциональных требований определяют не приёмы архитектурной композиции, а только условия её построения.

Характерной особенностью жилых районов является широко развитая форма общественной организации жизни населения, все формы которой обычно сосредоточены в центрах жилых районов. Поэтому главной композиционной задачей является выявление архитектурными средствами общественного центра и подходов к нему.

Конкретное решение архитектурной композиции всегда будет строиться индивидуально, с учётом градостроительных условий района. Ориентация всей композиции на берег водоёма, расположение общественного центра на характерном месте (возвышенность или впадина, берег реки или опушка лесного массива), включение в композицию существующих зеленых насаждений, учёт рельефа местности в построении системы улиц и другие подобные решения создают предпосылки для построения различных архитектурных композиций.

Создание индивидуальной композиции для каждого района должно явиться главной творческой задачей градостроителя.

 

  1. Система озеленения и благоустройства жилого района.

Система зеленых устройств района должна формироваться следующим образом:

  • каждый элемент системы должен совмещать функции рекреационного порядка с функциями защиты территории района от неблагоприятных климатических воздействий;
  • все зелёные устройства следует использовать как ветрозащитные барьеры на пути действующих на застройку пылеветровых потоков основных направлений;
  • в условиях летнего перегрева зелёные массивы должны работать как аэрационные коридоры;
  • в структуре озеленения необходимо выделять достаточно крупный массив, способный функционировать как зона отдыха населения района;
  • система озеленения рекомендуется линейного типа без значительных открытых пространств и прямоугольных участков значительной длины, способствующих прорыву агрессивных ветров.

     Особую группу зелёных насаждений составляют защитные зоны, необходимые при размещении жилых районов вблизи от каких-либо предприятий, требующих санитарных разрывов. Вследствие того, что эти зоны находятся в плохих санитарно-гигиенических условиях, они не должны учитываться при расчёте обеспеченности зелёными насаждениями жилого района, так как организация в них любых видов отдыха исключается.

Пути передвижения в районе должны обеспечивать условия:

  • удобной и чёткой связи элементов застройки;
  • удобного и безопасного взаимодействия транспортных и пешеходных путей;
  • определённой функциональной насыщенности пешеходных путей передвижения, т. е. наличия легко обозримой цели движения, которой чаще всего являются объекты обслуживания;
  • затенения и защиты от ветра пешеходных зон застройкой и зелёными насаждениями.

Необходимость обеспечения указанных выше требований определяет структурное построение жилого района, которое основывается на тесной взаимосвязи и частичном территориальном и функциональном совмещении зелёных устройств, общественного центра и основных пешеходных направлений /рис. 9/.

Линейно вытянутая зелёная зона шириной 100-150 м является функциональной и композиционной осью жилого района. Вдоль неё трассируется главная магистраль района. Жилые микрорайоны окаймляют эту территорию с обеих сторон.

В пределах зелёной полосы следует размещать объекты центра: кинотеатр, Дом культуры, универсам, Дом быта и т. д. Магазины, библиотеки, бытовые мастерские располагаются в застройке, вдоль магистрали, причём некоторые из них могут быть встроены в первые этажи жилых домов. Исключение составляют продовольственные магазины, которые в условиях жаркого климата рекомендуется проектировать отдельностоящими объёмами. Вынос на магистраль учреждений общественного обслуживания увеличивает возможность решения фасада застройки и снижает количество неудобных квартир первого этажа, выходящих на магистраль.

В результате одновременно формируются центральная общественная и центральная зелёная зона района, а также главное пешеходное направление застройки, активно насыщенное притягательными для населения объектами. Размещение зелёной зоны в центре определяет активную посещаемость этой территории, доступность до неё благодаря её вытянутой конфигурации сокращается, ширина обеспечивает её использование как паркового массива.

Полосовое решение зелёных насаждений района обеспечивает их активное участие в ветро-и пылезащите жилых территорий. Одновременно вдоль зелёного массива идут ослабленные токи воздуха, что исключительно важно в жаркий период года, когда штилевые погоды так же опасны, как сильно ветреные.

Рекомендуемая ширина зелёной полосы в 100-150 м является достаточной и для активного температурного и влажностного воздействия на окружающую застройку.

Озеленение центрального направления необходимо производить высокоствольной растительностью при условии соотношения закрытых и открытых пространств 1:1. Конфигурация территории обусловливает применение регулярного характера озеленения, который в наибольшей степени приемлем для районов с жарким и сухим климатом, поскольку обеспечивает наиболее благоприятные условия полива насаждений – использование системы арыков и борозд, поливальных машин, дождевальных установок.

На территории центральной зоны рекомендуется размешать водоёмы, общая площадь которых должна приниматься не менее 1 га, в том числе арыки, используемые для полива зелени.

Расположение зелёного массива вдоль центральной магистрали района является залогом его первоочередного осуществления. Участки учреждений районного значения, не осваиваемые на первом этапе строительства, озеленяются наряду со всей территорией зелёной полосы.

Как обязательную часть предлагаемой структурной системы следует рассматривать местные пешеходные направления, подводящие к центральной зоне. Продуманная и функционально оправданная трассировка этих направлений может увеличить активность жизни центральной зоны и поднять её значимость.

Для защиты пешеходов от сильных ветров в зимнее время и от солнечных лучей в летнее целесообразно организовать пешеходное движение по бульварам вдоль магистралей, жилым улицам и пешеходным аллеям в пределах ММТ.

Бульвары, исходя из соображений безопасности, необходимо трассировать не по оси улиц и магистралей, а между проезжей частью и полосой застройки или пешеходными тротуарами. Ширина пешеходной дорожки бульвара должна находиться в пределах 2-4 м зелёных полос         3-6 м.

Одним из удачных примеров, осуществлённых на практике, является проспект Н. Абдирова в г. Караганде.

Жилые улицы являются основой коммуникации ММТ и обеспечивают связь жилой застройки с транспортными и общественными узлами. Интенсивность пешеходного движения по ним должна приниматься не менее 500 пешеходов в час-пик, транспорта – не более 350 автомобилей, то есть меньше предела разобщения жилого пространства. Улицы необходимо трассировать по кратчайшим путям тяготения. Тротуары шириной 3-4,5 м рекомендуется отделять от проезжей части полосой зелёных насаждений не менее 4 м. На участках жилых улиц, подводящих к центрам обслуживания, школам и детским учреждениям, целесообразно исключать движение транспорта.

Пешеходные дороги /аллеи/ шириной 1,5-4,5 м дополняют сеть тротуаров вдоль жилых улиц и трассируются также с учётом требований защиты пешеходов.

Предлагаемое решение может являться основополагающим для городов всех размеров при условии некоторой трансформации. В малом городе нет необходимости членения его на жилые районы, и указанным выше образом может решаться центральная зона города. Зелёный полосовой массив следует непосредственно связывать с парком у водоёма, где желательно располагать городской спортивный комплекс.

Средний город при своей структурной схеме «микрорайон – жилой район – город» наиболее полно отвечает предложенному решению. В пределах центральной зелёной полосы района здесь также в зависимости от конкретной ситуации возможно выделение отдельного участка под стадион и спортивную зону.

Большой и крупный город имеют структурную схему «микрорайон–жилой район–планировочное направление-город» или «ММТ-планировочное направление-город».

 

  1. Планировка и застройка микрорайонов.

Население городов значительную часть времени проводит в жилых микрорайонах, поэтому в них должны быть удовлетворены многообразные требования людей всех возрастов и контингентов.

Улучшение условий жизни населения в микрорайонах будет проходить главным образом по линии развития общественного обслуживания.

Прежде всего начнут развиваться учреждения общественного питания, торговли и бытового обслуживания, обеспечивающие освобождение женщин от ведения домашнего хозяйства: домовые кухни, столовые, пункты доставки продуктов на дом, помещения торговли, оборудованные автоматами, помещения для предприятий бытового обслуживания (приёмные пункты прачечной, ремонт одежды и обуви, прокат предметов домашнего обихода и т. п.). Эти учреждения должны быть максимально приближены к группам жилых домов.

Для городов Северного Казахстана характерен в основном небольшой размер микрорайонов – 15-25 га с населением 5-9 тыс. жителей. Средняя этажность составляет 5-7 этажей, плотности брутто колеблются в пределах от 2800 до 3700 м2 жилой площади на 1 га, что явно недостаточно.

Размер микрорайонов зависит как от условий организации жизни, так и от реальной возможности освоения пространства и должен приниматься дифференцированно для городов различной величины.

Жилые территории микрорайона должны:

  • быть защищены от ветров и затенены по мере возможности от палящих лучей солнца;
  • формироваться как уютные пространства, обеспечивающие возможность спокойного отдыха жителей ближайших домов, как детей, так и взрослого населения;
  • иметь хорошее озеленение и необходимый состав площадок отдыха;
  • иметь полный набор бытовых и хозяйственных площадок;
  • обладать удобными подъездами к домам.

Опыт защиты жилых территорий от ветра показывает, что наиболее благоприятные микроклиматические условия обеспечиваются в замкнутых или полузамкнутых, но закрытых со стороны преобладающих ветров, т. е. юго-западной стороны, пространствах небольших дворов. Сочетание требований оптимизации ветрового и термического режима позволяет определить размер дворового пространства в пределах              4-6Н х 4-6Н.

При решении ветрозащитного фронта застройки необходимо учитывать, что юго-западная ориентация зданий является наиболее неблагоприятной, поэтому для формирования застройки микрорайонов можно рекомендовать использование композиционных приёмов с достаточно удовлетворительной ориентацией зданий направлений        север-юг и восток-запад.

 

  1. Система зелёных насаждений и благоустройство микрорайона.

Вся система озеленения микрорайона проектируется как единое природно-архитектурное целое.

Роль микрорайонного сада выполняет развитая сеть пешеходных бульваров, которые одновременно несут функции внутригородской пылеветровой защиты жилых и общественных территорий и создаёт систему ориентированной пешеходной связи.

Пешеходный бульвар объединяет в одну систему: озелененные участки школ, детских садов, торгово-общественного центра, жилых дворов и связывает её с системой озеленения всего жилого района: бульварами жилых и магистральных улиц, с прибрежной зелёной зоной и т. д.

Внутридворовое озеленение состоит из придомовых полос древесной растительности шириной до 10 метров, защищающих фасады зданий от перегрева и от проникновенной пыли в жилые квартиры. В центре двора спортивно-игровое ядро с декоративными формами озеленения. Площадки ядра разного функционального назначения разделяются посадками стриженного кустарника или малыми формами – подпорными стенками, перголами, трельяжами и т. д. Газоны, цветники, плескательный бассейн делаются приподнятыми с целью защиты их от вытаптывания и загрязнения пылью, которая перемещается в виде позёмки. Покрытия спортивно-игрового ядра выполняются из плит со швами, заполненные песком крупной фракции, щебёнкой и т. п. Для защиты от механического разрушения транспортом всё спортивно-игровое ядро приподнято над проезжей частью, совмещённой с проходом. Спортивные площадки жилого двора обносятся сеткой по типу  теннисных кортов, что даёт возможность играть во многие игры с мячом опасаясь разрушений благоустройства жилого двора.

Около подъездов домов, в тени деревьев придомовой полосы расположены площадки тихого отдыха.

Озеленение пешеходных бульваров осуществляется посадками аллейного типа, конструкция которых выполняются с учётом ориентации по инсоляции и направления сильных ветров.

В местах расширения пешеходных бульваров предусматриваются открытые площадки отдыха, водоёмы, на фоне композиций из декоративных древесно-кустарниковых растений, с участками цветников, газонов. Площадки оборудуются солнце-и ветрозащитными малыми формами (декоративные стенки, перголы, трельяжи и т. д.).

Как обязательный элемент зелёной архитектуры в жилой застройке вводится вертикальное озеленение. Вьющимися растениями оформляются стены зданий, беседок, пергол и пр.

На всех участках озеленения микрорайона наиболее рационален регулярный приём озеленения. Он характерен прямолинейными участками древесно-кустарниковых посадок с организацией обивок в плане под определённым углом (без славных криволинейных участков). Это способствует механизированному зелёному строительству, облегчает уход за растениями и полив, что немаловажно в условиях озеленения в городах Северного и Центрального Казахстана, когда при посадке зелёных насаждений необходима замена части грунта «растительной почвой».

Ввиду сложности зелёного строительства в условиях городов Северного и Центрального Казахстана рекомендуется осуществлять минимально необходимое количество зелёных насаждений, которое отвечает условиям градостроительной защиты внешней среды жилых территорий от дискомфортных проявлений природы. Озеленение эстетического значения должно осуществляться с большим вниманием к подбору видов древесно-кустарниковых растений, с учётом декоративных качеств и т. д.

Из практики известно, что озеленение индивидуальных участков осуществляется значительно быстрее, чем общественных территорий, поэтому размещение озеленённых дворов по окраине жилого района (микрорайона) будет способствовать его защите от дискомфортных ветров.

При рядовой застройке или формировании больших, чем указывается выше, дворовых пространств, особенно если они формируются отдельностоящими домами, не лимитирующими движение пешеходов в застройке, озеленяется и «обживается», как показывает практика, лишь территория узкой полосы вдоль дома – 6-8 м. Небольшой замкнутый двор озеленяется и используется жителями, как правило, полностью.

Организация жизни и требования улучшения микроклиматических характеристик застройки определяют необходимость максимального озеленения дворов.

Для уменьшения поглощения тепловой энергии зданиями следует озеленять в первую очередь придомовую полосу. Применение высокоствольной зелени эффективно только при восточной и западной ориентациях. При южной ориентации, когда тени от деревьев короткие, затенение вертикальных поверхностей наиболее благоприятно вьющимися солнцеустойчивыми растениями.

Ширина придомовой полосы должна приниматься не менее 6 м, для северных ориентаций – 7-10 м. В тех случаях, когда придомовые полосы обращены к улице, ширину их рекомендуется увеличивать до 15-20 м и озеленять плотными посадками с рядовым размещением деревьев и кустарников.

На центральной части дворового пространства, ограниченной проездами, выделяются участки детских площадок, площадок отдыха, а также спортивных площадок, преимущественно для пинг-понг и волейбола. Кроме того, здесь должны быть также выделены хозяйственные площадки для сушки белья, мусоросборников и т. д. При формировании системы озеленения двора хозяйственные площадки следует отделять от остальной территории плотными зелёными насаждениями и декорировать многолетними вьющимися растениями. Вокруг спортивных площадок и площадок отдыха необходимо создавать плотные шумозащитные посадки. Вдоль транзитных проходов, проездов и дорог следует применять рядовые посадки.

 

  1. Транспортные и пешеходные связи, гаражи, стоянки, хозяйственные площадки.

В условиях развития автомобильного движения в городах правильная организация системы проездов внутри микрорайонов приобретает актуальное значение.

Основным планировочным членением селитебной территории является межмагистральная территория. Система проездов внутри межмагистральной территории (и микрорайона) должна быть решена таким образом, чтобы в её пределах было полностью исключено транзитное движение.

При устройстве внутренних проездов важно не только исключить транзитный проезд транспорта в пределах микрорайона, но и сделать трассировку проездов с учётом создания спокойных условий для жизни населения.

Прежде всего автомобили не должны въезжать во дворы, предназначенные для отдыха детей. Кроме того, нельзя допускать въезда на территорию микрорайона грузовых автомобилей, для чего гаражи и магазины должны размещаться по периферии микрорайонов вблизи общегородских проездов.

Одним из важных вопросов в организации движения в пределах микрорайонов и межмагистральных территорий является создание пешеходных аллей и изоляция их от: путей движения автомобиля, особенно это касается путей в детские учреждения, школы, сад.

Внутренние проезды микрорайона осуществляются отдельно, для каждой группы жилых дворов и к отдельным домам, с жилых улиц ограничивающих микрорайоны и частично с городских магистралей. Внутренние проезды устраиваются преимущественно тупикового типа и оканчиваются кольцевыми проездами в жилых дворах. Относительно короткие тупики имеют одностороннее движение и поворотные площадки, тупики большой протяжённости – двухстороннее движение. Тупиковые проезды в жилых дворах совмещены с пешеходными тротуарами.

Пешеходные связи между функциональными зонами микрорайона осуществляются по пешеходным дорожкам и аллеям внутримикрорайон-ного бульвара, который полностью освобождён от автомобильного движения. Для предотвращения сквозного продувания, пешеходные бульвары осуществляются со сбивкой в плане и озеленяются древесно-кустарниковой растительностью ветро-и пылезащитных конструкций.

Автомобильные стоянки размещаются на жилых улицах, в местах примыкания к ним внутренних проездов, местных проездах и на подъездах к жилым домам в местах разворотов. Площадь автомобильных стоянок принимается из расчёта одновременной стоянки 4-х машин на 1000 жит.

В связи с увеличением количества автомобилей индивидуального пользования весьма важно обеспечить удобное размещение гаражей.

В пределах микрорайонов предлагается следующее размещение гаражей для индивидуальных машин:

  • группами гаражей-боксов на обособленных территориях;
  • группами гаражей-боксов, объединённых на одном участке с гаражом манежного типа, изолированным от жилой территории;
  • гаражами манежного типа на обособленных участках.

Наиболее удобными являются гаражи манежного типа.

Гаражи-боксы рекомендуется объединять в группы и размещать на обособленных участках с удобными подъездами с городских улиц и магистралей.

В проектах застройки жилых районов и микрорайонов следует резервировать участки для строительства многоэтажных гаражей манежного типа.

Подземные гаражи для автомашин индивидуального пользования манежно-боксового типа располагаются под площадью торгово-общественного центра и спортивного комплекса микрорайонного значения, на стыках микрорайонов. Расположение гаражей в зоне общественных центров весьма удобно. Жители едущие с работы заезжают в подземный гараж, затем поднимаются в общественный центр и осуществляют необходимые покупки… Гаражи большой вместимости могут быть оборудованы системой очистки выхлопных газов, профилактики и ремонта автомашин и т. д.

 

  1. Размещение учреждений торгово-бытового обслуживания микрорайона и детских учреждений.

Учреждения торгово-бытового обслуживания микрорайона:

  • должны располагаться попутно по отношению к движению от транспортной остановки к дому;
  • иметь в условиях ограниченной комфортности климата несколько сокращённый радиус доступности;
  • размещение учреждений не должно ухудшать гигиенических качеств среды застройки.

Основным типом торгово-бытовых учреждений должен приниматься торговый центр, поскольку продовольственные магазины в условиях жаркого климата рекомендуются отдельностоящими.

Предприятия торговли и общественного питания, а также помещения для культурно-бытового обслуживания размещаются в одном (двух) кооперированном здании общественно-торговых центрах микрорайонов.

Центры расположены вблизи пешеходного бульвара на жилой улице и удобно связаны с остановками общественного транспорта. Под участками общественного пользования вблизи микрорайонных центров устраиваются подземные гаражи манежно-боксового типа с въездом на жилую улицу.

Участки школ и детских учреждений должны:

  • быть обязательно защищены от ветрового воздействия и затенены зеленью;
  • быть удобно расположены по отношению к путям следования от жилых групп к остановкам общественного транспорта;
  • исходя из значительного количества дискомфортных погод, иметь сокращённый радиус доступности;
  • размеры их участков должны приниматься не меньшими, чем это нормируется СНиПом.

Территории детских дошкольных учреждений, как предназначенные для самого младшего населения микрорайона, должны располагаться в наиболее защищённых дворовых пространствах. Однако расположение в относительно небольшом дворе детского учреждения со своими особыми функциями и огороженным участком лишает жителей возможности пользоваться двором. Поэтому для детских дошкольных учреждений в структуре застройки желательно выделять самостоятельные дворики, решаемые так, чтобы большинство формирующих их домов имели выходы на соседние дворовые пространства. Такой двор должен соседствовать с главным пешеходным направлением микрорайона, чтобы обеспечивать попутность основных функциональных передвижений в застройке.

Радиус доступности детских садов может быть сокращён до 250 м.

Для школы, как учреждения, предназначенного для более старшей возрастной группы, размещение её среди компактного массива застройки, хорошее озеленение участка, защита застройкой и зеленью подходов к ней, является достаточной мерой обеспечения нормального микроклиматического режима. Окружающую застройку следует формировать так, чтобы избежать зон усиления ветрового потока в пределах школьного участка.

Школьный участок следует располагать на территориях, наиболее удалённых от транспортных магистралей, приближённо к главным пешеходных направлениям ММТ или жилым улицам. При расположении школы у жилой улицы желательно аналогичное решение в соседнем микрорайоне, тогда две смежные школы могут иметь частичную кооперацию, являющуюся основой создания школьного городка. Школа имеет необходимое количество спортивно-игровых помещений, плавательный бассейн, что обеспечивает нормальный учебный процесс при любых погодных условиях. Открытый спортивный комплекс одновременно используется жителями микрорайона для спортивных занятий. В связи с этим, целесообразно строить более капитальные спортивные сооружения с применением улучшенных покрытий спортивных площадок.

 

  1. Архитектурно-планировочная композиция застройки микрорайонов.

В курсовом проектировании при решении композиции жилого микрорайона важно обеспечить:

  • построение магистральных улиц с учётом дифференциации городского движения;
  • чёткое функциональное зонирование всей территории жилого района;
  • построение архитектурной композиции с учётом природных условий.

Важной задачей является закономерное построение внутренних пространств микрорайонов. Оно сводится к тому, чтобы по мере входа в микрорайон постепенно раскрывались построенные по определённым законам архитектурной композиции внутренние пространства групп домов и отдельных дворов.

В застройке применяется метод блок секционного или блок квартирного построения разнообразных пространственных композиций. Размеры и конфигурация жилых дворов принята с учётом того, что они обеспечивают нормальную инсоляцию, защиту от пылеветровой деятельности и изоляцию от шума. Размеры жилых дворов в основном приняты 4-6Нх4-6Н (Н-высота здания). Уделяется большое внимание качеству благоустройства. В частности, исключаются из жилых территорий пылящие поверхности путей покрытия, заменой пылящих грунтов не пылящими и т. д. Благодаря этому, исключается возможность образования локальных очагов пылеобразования. Местные очаги пылеобразования (на границах жилого района, микрорайона) нейтрализуются посадкой пылеветрозащитных полос из древесно-кустарниковых растений.

Вопрос защиты от шума решается положительно благодаря замкнутости дворовых пространств по отношению всех транспортных магистралей и проездов.

В последние годы активно внедряется в практику проектирования и строительства жилых районов малоэтажная высокоплотная  жилая застройка с приквартирными участками.

Тип застройки произвольный. Например, «Ковровая» застройка хорошо защищена от воздействия солнечной радиации, сильных ветров и пыльных бурь. Кроме того, она образует зелёный барьер для защиты от неблагоприятных природных воздействий и другие зоны застройки со стороны пустынь.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Жилой район и микрорайон». Под редакцией Шкварикова В.К. М., 1971.
  2. Карамышев В.А. Принципы защиты жилой застройки от ветра и пыли (на примере города нефтяников Новый Узень на полуострове Мангышлак). В помощь проектировщику-строителю. Вып.9, Киев, 1971г.
  3. Методические рекомендации по планировке и застройке городов Северного Казахстана. ЛенНИИП градостроительства, 1978г.
  4. Основы советского градостроительства. Т. I, II, III, IV. М., 1966-1975.
  5. Справочник проектировщика. «Градостроительство». М., 1968.
  6. Фисенко А.В. Рекомендации по учёту природно-климатических особенностей при планировке и застройке жилого микрорайона в условиях г. Джезказгана. Госстрой КазССР, Казгорстройпроект, Алма-Ата, 1975г.
  7. Юнусов А.М. Типологические особенности формирования, массового жилища городов Северного Казахстана. Диссертация на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1993г.

 

Предыдущая запись Современные тенденции в развитии современных городов
Следующая запись Энергосберегающая политика в генеральном плане современного города

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.