Планировочная структура Алматы и Алматинской групповой системы населенных мест (АГСНМ)

Наиболее сложной проблемой в построении архитектурно-планировочной структуры города является организация целостной и органичной связи между его старой и новой частями. Размещение застройки на северных площадках по генеральному плану 1989 года влечет за собой крупную трансформацию сложившейся планировочной структуры города, способствует возникновению и развитию мощных меридиональных связей, реконструкции существующих транспортных магистралей: ул. Жансугурова (б. Белинского) Аэродромная, Щемякина, пр. Суюмбая (б. Красногвардейский тракт), Северо-западное кольцо.

С учетом существующей планировки и застройки, сложившейся в ходе исторического развития города под влиянием природно-климатических условий, планировочных ограничений, строительства Турксиба и начала развития народно-хозяйственного комплекса столицы, планировочная структура Алматы имеет свои особые отличия, как и любой город.

Определились отдельные планировочные зоны (ПЗ), разграниченные друг от друга крупными природными и транспортными ограничителями: Центральная, Западная, Северная и на перспективу, Восточная.

Деление территории любого города, особенно крупного, на свои особые градостроительные единицы соблюдается при разработке всех генеральных планов. Как пишут авторы генерального плана Киева: «Территории города, в целом, предусмотрено расчленить на комплексные селитебно-производственные планировочные зоны с населением около 500 тыс. чел. Сбалансированные, как правило, по всем показателям, характеризующими конечную социальную эффективность генплана балансу расселения и трудового тяготения, развитию системы общественного обслуживания и рекреации. В состав каждой планировочной зоны включаются соответствующая промышленная зона, селитьба и рекреация, а также определенные объекты общегородского центра, т.е. образуется «город в городе» позволяющий смягчить последствия, связанные с увеличением размеров городской территории по мере роста численности населения».

В идеальном варианте, планировочная зона и административная единица города должны совпадать по своим границам, что в действительности не наблюдается. Нынешнее административное деление территории г. Алматы досталась нам в наследство от коммунистической системы, где районирование отталкивалось скорее от количества членов партии, промпредприятий и от других, аллаху известных причин.

В генеральном плане Ленинграда и Ленинградской   области, как наиболее образцово выполненном градостроительном документе, его   авторы выделили на территории города     так называемые пла­нировочные   направления, объединяющие производственные и жилые территории с постоянным населением от 400  до 700 тыс. человек каждый. На будущее, предполагается их совместить с границами административных районов. В пределах области планировочные направления переходят в планированные макронаправления, связывающие Санкт-Петербург с центрами крупных соседних экономических районов — Прибалтика, Москва, Псков…

В определившей   планировочной   разбивке территории Алматы наиболее высокой   насыщенностью  объектами культурно-бытового обслуживания, плотной сеткой городских магистралей, с масштабной человеку архитектурой, выделяется  Центральная планировочная зона.

Западная ПЗ   со своей главной осью, пр. Абая, проставляет собой продолжение исторически сложившегося развития города вдоль гор.

Северная ПЗ насыщена промышленностью   и коммунально-складскими объектами с неблагоприятной экологией, где долинные ветры   наблюдаются в северной ее части. Одной   из главных осей Северной   ПЗ предполагается   быть ул. Жансугурова и далее, Капчагайскому шоссе. Появлению и жизнеспособности Восточной   ПЗ способствуют перспективные связи на   региональном уровне с восточными районами области и далее с Китаем, а также благоприятные   природно-клима­тические условия местности. Главная улица идет вдоль Большого Алматинского канала. Впервые на данные территории было обращено внимание в проекте института «Ленгипрогор» в 1963г./арх.

Бобович Г.А./, где они   назывались в качестве резервных.

Функционально-планировочная организация южной части города (Центральная и Западная  ПЗ) и северных территорий — это целостная  система  с развитыми транспортными осями, общественными центрами на них, рекреационными   зонами. В южной части планировоч­ная структура имеет интенсивный рисунок. Трудовые, транспортные и социальные связи преимущественно развиваются в широтных нап­равлениях. Во избежание излишних нагрузок на центральную часть города намечается усиление, реконструкция некоторых широтных магистралей, строительство многоуровневных развязок, возникнове­ние   обводных магистралей, позволяющих направить транспортные потоки в обход   центра города.

Северная П3 характеризуйся ярко выраженными меридиональными    связями, берущими начало в Центральной ПЗ и объеди­няющими места приложения труда, селитьбу, общественные центры по наиболее   кратчайшим направлениям. Функционально-планировоч­ная структура имеет линейный   характер с несколькими широтны­ми   осями, последовательно разделяющими ПЗ для улучшения рокадных связей между отдельными структурными элементами. Самая крупная из них — Большой Алматинский канал (БАК) мощная рекреационная ось, соединяющая несколько городских зон отдыха в единую систему. Следующая ось — железнодорожная магистраль Ташкент-Новосибирск-Турксиб с примыкающими к ней многочисленными, в основном коммунально-складскими, предприятиями республиканского, областного и городского   значения.

Как уже отмечалось, часть территории   Северной ПЗ находится в условиях полного   безветрия и наряду с большой насыщенностью   промышленных я других объектов требует   радикальных  преобразований в планировочной организации территории: постепенный вывод многих складских и транспортных предприятий с большими грузооборотом, экологически вредных  промпредприятий, расширение и благоустройство   зеленых меридиональных ходов вдоль пойм многочисленных речек, строительство низкоплотного жилья и градостроительных узлов   на пересечении важных городских магистралей.

Функционально-планировочная организация на перспективных северных территориях в районе   п. Первомайка носит другой характер, в отличие от южной части города. Членение этих тер­риторий на различные структурные элементы, трассировка магист­ралей, функциональное зонирование определяется геоморфологи ­цепким рисунком рельефа, наличием многочисленных речек, слабым уклоном местности. Организация жилой застройки должка вестись с учетом влияния долинных ветров, более континентального климата. Промышленные предприятия с невредным характером   производства располагаются непосредственно в селитебной   зоне, вблизи главных городских магистралей.

В отличие от многих крупных разработок по таким городам, как Санкт-Петербург, Киев, Шнек, Ташкент, Московские градострои­тели в генеральном плане Москвы и Московской области отказались от некоторых положений предыдущего генерального плана, который, как они утверждают, строился на концепции замкнутого баланса территории. То есть   в старом генплане территория города разбивалась на восемь планировочных зон, где работа и обслужи­вание было по месту жительства.

В новом генплане Москвы и Московской области не выделены какие-то самодостаточные зоны. Есть четыре самых крупных региональ­ных центра -кроме общегородского — работающих не только на Москву, но и на всю агломерацию.

При таком подходе, когда на первый план   выходит потреб­ность горожанина в расширении   выбора работы, услуг, отдыха и т.д. — как объективная тенденция социального развития — особую значимость   играет мощное и многостороннее развитие как улично-дорожной сети, так и   видов городского и внегородского транспорта.

Параллельно должны формироваться целостная система городского центра, узловые   региональные и локальные центры. Для того, чтобы жители периферийных Московских   районов почув­ствовали, что они тоже москвичи, предлагается создать на базе уникальных   столичных   объектов специализированные центры с одной ведущей тематикой. Такие объекты столичного уровня обслу­живания предполагается разместить во всех административных районах Москвы и области.

Предполагаемая система общегородского центра и его региональных и специализированных узлов для Алматы будет рассматриваться в   отдельной главе этой книги.В развитие основных положений генерального плана Алматы и АГСН в институте Алматыгенплан была разработана Концепция градостроительного развития г. Алматы / 1993г., где   авторы, с привлечением специалистов   других организаций подготовили варианты   территориального развития города, и агломерации.

Развитие Алматы рассматривается до 2030 г. с расчетным населением 1,85 млн. чел. Экологически «грязные» и сейсмоопасные предприятия выносится за пределы города в район ж/д станций «Кайрат» Шамалган, здесь же размещаются новые производства с образованием городских поселений. Учитывая необходимость строи­тельства, железнодорожного отвода от станций Узун-Агаш к стан­ции Кадчагай, минуя Алматы, а также возникновение нового аэро­порта, в районе с. Междурченское появляется   возможность в фор­мировании нового города Жанакала.

В вариантах территориального развития города и агломерации предполагается   развитие г.г. Каскелен, Талгара, п. Дмитриевка, ст. Кайрат, п.Заречный, Алатау и др. с ростом населения до 100-200 тыс.чел. с размещением в них агрорно-промзводственных комплексов, НИИ, современных производств объекгов международного туризма, обслуживания, деловых центров.

Практически все варианты предлагают первоочередное развитие на прилегающих к Алматы, территориях (Первомайка, частично Бурундай, Калкаман, КИРГ и, при необходимости, район вертолетного поля) в пределах первого транспортного   кольца города с расселением на этих площадках 200-300 тыс. чел.

При нынешних сложных финансово-экономических условиях Республики Казахстан, недостаточно проработанных предложений по переносу столицы в г. Акмолу, на первый план выдвигаются реальные материально-технические и иные возможности для вопло­щения   в жизнь проектных предложений по Алматы.

Из таких же соображений   отталкивались проектировщики генерального    плана   Ташкента, когда выбирали   основной вариант развития.

I вариант — компактное развитие/3,3 млн.чел/, в   основном, южном направлении.

II вариант — развитие по четырем направлениям в сторону г.г. Келес, Улугбек, Бектемир и Зангиат.

III вариант — по двум основным направлениям   вдоль долины р. Чирчик.

Ввиду значительных капвложений на I очередь и   мощного развития   транспортных и инженерных сетей по II и III вариантам, был выбран I вариант.

Миллионные города бывшего СССР, а ныне СНГ имеют   один и те же   застарелые и запущенные болезни, вылечить   которые в одно­часье не представляется   возможным. По примеру крупнейших городов развитых стран, как Лондон, Париж, Вена, Берлин и других, единственным выходом из создавшегося положения являются   подлинно рыночные механизмы воздействия на развитие города — которые у нас до сих пор не работают.

Использование социально-экономических   методов (отпираясь на мировой опыт), заключающееся в комбинации рент трех видов (за землю, воду, энергоресурсы) и санкций (за грузооборот, на сброс стоков, выбросы в   атмосферу, а также запахи, шумы, вибрацию) сделает невыгодным размешаться в   Алматы некоторым предприятиям. Они должны будут перебазироваться   в другие населенные пункты, где ниже плата за   ренту за санкции.

Как одно из предложений по генеральному плану Алматы и пригородной зоны по   принципу однородности различных по уровню интеграции территории, выделены укрупненные средовые зоны.

В отличие от планировочных зон и направлений средовые зоны характеризуются некоторой статичностью, к каждой из которых опре­деляется особый набор средств и методов совершенствования, свой экологический режим   градостроительного проектирования.

Ядро городского центра — сосредоточение материальных и духовных ценностей, созданных на сравнительно короткое время, комплексы выразительных градостроительных ансамблей и памятников архитектуры. Необходимо особо бережное отношение к сложившейся структуре и облику застройки. Основные градостроительные мероприя­тия должны нести щадящий характер.

Городской центр выделяется функциональной насыщенностью по сравнению с другими   зонами, разнообразием культурных и торгово-бытовых учреждений, центр приложения трудовых ресурсов города, занятых, в основном, в культуре торговли, культурно-бытового обслуживания, в деловых и научно-исследовательских и проектных институтах. Необходима постепенная разгрузка этой зоны от некоторых людоемких обърктов, запрещение строительства крупных обществен­ных торгово-бытовых комплексов, запрещение проезда грузового и транзитного автотранспорта, строительство подземных гара­жей   и стоянок автотранспорта, увеличить площадь зеленых насаж­дений общего пользования путем организации новых парков и скве­ров.

Подобные и другие мероприятия градостроительного, организационного и технического характера позволят улучшить   экологи­ческую обстановку в данной зоне, поднимут престиж и притягательность ее как городского центра Алматы.

Установить охранные зоны и объекты архитектурно-художест­венной   и культурной значимости значимости, наметить комплекс мер для постепенного воссоздания и сохранения облика города -сада.

Выставочная зона-вторая по значимости и функциональной насыщенности средовая зона. Необходимо   развивать и совершенство­вать планировочную структуру путем возникновения   крупных общественных центров вблизи озера Сайран по проспекту Абая, по ул. Комсомольской, пр. Рыйымбека, ул. Темирязева    как главных широт­ных магистралей в западном направлении. Проводить   постепенный снос малоценного жилого фонда с заменой   его на жилые и общест­венные объекты, строительство парков и скверов.  Максимальный снос и расширение, с устройством набережных и зеленых ходов пойм рек Весновка, Большая Алмаатинка для свободного прохождения горных бризов в жилые кварталы города.

Западная зона — представлена, в основном микрорайонной застройкой 50-60-70 годов. Необходима комплексная реконструкция крупнопанельного домостроения первого поколения   серии КЗ-464, усиления их сейсмостойкости при возможности улучшения их архитектурно-планировочного блика, а возможно и массового сноса по примеру московских властей.

Развитие общественных центров внутри селитьбы и на круп­ных магистралях, строительство крупного торгово-бытового комплекса вблизи центрального автовокзала.

Ново-западная зона — в трассировке магистралей требуется максимальный учет природного   ландшафта, сохранение широких меридиональных зеленых коридоров вдоль рек.

Предусмотреть   развитие вдоль прилавков гор зоны лечеб­но-оздоровительных учреждений, в дополнение к существующим.

Застройка ведется градкомплексами с одновременным форми­рованием всех элементов жилой среды. Концентрация объектов соцкультбыта вблизи станции метрополитена.

Размещение объектов с невредным характером производства в структуре селитебной зоны на крупных общегородских магистралях.

Промышленно-селитебный пояс — в настоящее     время пред­ставляет собой конгломерат   промышленных, коммунальных и склад­ских объектов, перемыкающихся с малоэтажной   жилой застройкой.

Так как данный пояс с двух   сторон отходят   две мощные магистрали с большими грузопотоками, то состояние   качества окружающей среды находится под угрозой.

Необходим максимальные вынос коммунально-складских пред­приятие в более благоприятную зону, упорядочение жилой застройки путем организации удобной улично-дорожной сети, уменьшения плотности жилфонда, строительство   комфортабельных 1-2 этажных коттеджей с приусадебными участками   внутри застройки и возве­дение многоотажных высотных   комплексов по пр. Раимбека на пересечении с важнейшими городскими магистралями.

Срединная зона — один из самых экологически неблагоприятных районов города.

Характеризуется как плохо проветриваемая зона с большими территориями, занятыми промышленными и коммунально-складскими объектами. Необходимо максимальное освобождение территории этой зоны от грузоёмких коммунально-складских предприятий, расселение жилых домов, расположенных в санитарно-защитных зонах, расширение существующих и строительство новых магистралей, как ул. Жансугурова, Шемякина, Аэродромная, пр. Суюмбая, ул. Степана Разина, Советской Конституции.

Здесь предлагается, в основном, малоэтажное жилищное строительство с акцентированием важных градостроите­льных узлов в районе ст. Алма-Ата-I, на пересечении ул. Жансугурова, и Степана Разина и т.д.

Требуется расширение пойм рек, пробивка сквозных меридио­нальных зеленых коридоров. Развитие широтного зеленого хода, вдоль БАКа, как одной из важнейших композиционных осей в плани­ровочной структуре города, будет также способствовать оздоро­влению окружающей среды в данном районе.

В вопросах функциональной организации данной зоны и развития планировочной структуры в первую очередь, должен ставиться экологический подход, охрана окружающей среды.

Северная зона — территория совершенно отличная от южной предгорной зоны. Необходима разработка типа жилого дома, рассчи­танного на 8-бальную сейсмику, учета континентального климата данного района. Планировочная структура должна учитывать геоморфологию участка, более активный ветровой режим.

Северо-западная зона — территория отличается сильно пересе­ченным рельефом с широкими и глубиной до 7-10 метров поймамирек Б. Алмаатинка, Теренкара, Ащибулак  с выбивающими на поверхность горячими и холодными источниками минерализованных вод. Б широтном направлении данная зона разрезается Большим Алматинским каналом (БАК). Промышленное строительство исключено, кроме некоторых объектов сельскохозяйственного назначения /теплицы, парники/. Трассировка магистралей   и инженерных сетей должна вестись с учетом охраны окружающей   среды. Преимуществен­ное развитие здесь получают рекреационно-оздоровительные функции; жилищное строительство намечается вести в малоэтажном исполнении, южнее БАКа.

На базе имеющихся древних сакских курганов предполагается создать крупный историко-этнографический парк с музейным комплексом.

Зона перспективного территориального развития г. Алма-Аты находится в северо-западном направлении за железнодорожной магистралью. Природно-климатические условия одинаковы с Первомайской площадкой, т.е. более   активный ветровой режим, спокойный рельеф. Следующая зона является своеобразным поясом строгого регулирования строительства, где резко ограничивается размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов, инженерных сетей и сооружений.

В силу того, что данный пояс является резервной территорией для возможных, на далекую перспективу, урбанизированных всплесков Алматинской агломераций, то любое, намечаемое к размещению, сооружение должно проходить обязательное согласование в голов­ной проектной организации.

Зона перспективной урбанизации прилегает к существующим и будущим мощным транспортно-коммуникационным коридорам. Наиболее развитой по своим параметрам является северное направ­ление вдоль железнодорожной магистрали и автодороги союзного значения Алматы — Капчагай, где наблюдается относительно густая сеть поселений /п. Энергетический, с.с. Дмитриевка, Алий, Жаналык, Николаевка, Заречный, где проектировщики предлагают на сегодня 4 крупных города/.

Следующие направления данной зоны расположены в восточном и западном секторах от перспективных границ г. Алматы вдоль предгорий Заилийского Алатау с г.г. Каскелен, Талгар, Есик. Параллельное развитие   здесь должны получить лечебно-оздоровительные и спортивно-развлекательные функции с детскими лагерями отдыха, домами и базами   отдыха санаториями и т.д.

Зона разреженного расселения отличается редкой сетью поселений, отсутствием развитых магистралей, а на северных территориях еще и неблагоприятными природно-климатическими условиями.

В целом, подобное средовое зонирование представляет собой кратко сформулированную концепцию перспективной градостроительной политики в масштабах групповой системы расселения крупнейшего города и может служить аналогом для некоторых других крупных зон их влияния.

Предыдущая запись Энергосберегающая политика в генеральном плане современного города
Следующая запись Энергосбережение в градостроительстве, как актуальнейшая государственная проблема

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.