Основные градостроительные приоритеты в развитии новой столицы

В современном градостроительстве, в частности, разработке новых генеральных планов городов, происходит вполне логичная смена приоритетов проектной политики — от освоения новых территорий к комплексной реконструкции застроенных территорий и центральных районов городов.
Интересные мысли прозвучали в недавнем интервью в газете «Известия» (28 окт. 1999 г.) президента Российской академии архитектуры и строительных наук А.Кудрявцева по поводу градостроительства и архитектуры будущего.


Анализ реализации старого генерального плана Астаны выявил значительные перекосы в развитии города. Жилищное строительство велось преимущественно на свободных участках, игнорируя возможность качественных преобразований ранее освоенных участков.
Тем самым, ценнейшие в градостроительном плане, ввиду их центрального положения в структуре города, территории приходили в упадок из-за обветшания инженерной инфраструктуры, дорожной сети, жилого фонда т.д.
Логичность смены градостроительных приоритетов от «извне», т.е. территориальной экспансии к политике, качественного освоения застроенных территорий объясняется вполне ясными доводами в его пользу, а именно:
— насыщенностью объектами культурно-бытового и социального характера. Их не надо создавать заново, а требуется только реконструкция и качественное развитие;
— наличия больших резервов свободных территорий внутри жилой застройки в комплексе с уже сложившейся инженерно-транспортной инфраструктурой. Вдобавок, это позволит дозавершить незаконченные жилые образования в компактные градостроительные ансамбли, защищенные от неблагоприятных климатических воздействий;
— близостью уже имеющихся крупных источников инженерного обеспечения (ТЭЦ, водозаборы);
— основные места приложения труда находятся здесь же, часто в радиусе пешеходной доступности;
— необходимостью сноса ветхого саманного жилья в центральной части города, не вписывающегося в создаваемый образ столичного города, их реконструкция и строительство здесь коммерчески выгодного жилья и деловых учреждений. Заодно это снимет социальную напряженность в городе и повысит имидж столичных властей;
— следующий немаловажный фактор — более благоприятные инженерно-геологические условия по сравнению с левобережьем, что соответственно, исключает сложные и дорогостоящие инженерно-защитные мероприятия (дренаж территории, строительства насыпи и плотин, обводных каналов и т.д.);
— компактное и плотно насыщенное развитие города отвечает местным суровым климатическим условиям, сокращает перепробеги транспорта и протяженность инженерных сетей, что положительно сказывается на цене валового внутреннего продукта. То есть, чем компактнее город, тем более возрастает его ресурсоемкость, фондоотдача и в целом — доход, получаемый от объема произведенной, в пределах городской черты, товарной продукции и оказанных услуг, а также от скорости оборота финансовых средств.
Южное направление развития города в связи с малой экологической емкостью, но востребованное территориальным дефицитом и размещением аэропорта требует ограниченного объема представительских функций (президентского дворца, дипломатических городков), элитного жилья чрезвычайно малой плотности, развитие столичных территориальноемких специализированных центров (рекреационных, этнокультурных, парков с познавательными функциями), мемориальных центров, что позволит создать здесь символическую церемониальную зону города, ограничив здесь развитие массовых ежедневных миграционных трудовых потоков.
Если исходить из общих подходов к территориальному и численному росту новой столицы Казахстана, то необходимо учесть, что город расположен в верхней трети бассейна небольшой степной речки Есиль, т.е. зоны питания. Территориальная экспансия на левобережье и рост населения до 700 тысяч жителей и выше может нанести непоправимый ущерб развитию городских и сельских поселений, сельскому хозяйству, рекреации в среднем и, особенно в нижнем течении реки на территории республики.
Уже сегодня новая столица Казахстана с населением 300 тыс. чел. сталкивается с проблемой качественного водоснабжения и водоотведения, защиты от подтопления застраиваемых территорий и строительства ливневой канализации, очистных канализационных сооружений и т.д., без решения которых невозможно будет решить массовое строительство жилья, общественных и деловых комплексов, административных учреждений.
Без срочного разрешения проблем инженерной инфраструктуры города с приоритетным их финансированием, направления потока иностранных инвестиций именно в эту сферу, с применением передовых энергосберегающих технологий невозможно уверенно строить планы по преобразованию города в подлинно евразийскую столицу.
Причем, это проблема не только Астаны, но и Алматы и других больших и малых городов Казахстана. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда в градостроительном развитии города, на нынешнем этапе инженерные вопросы ставятся во главу угла.

Аужанов Нурбек
Строительство и строительные материалы – 13 ноября 1999 г. (стр. 4)

Предыдущая запись Акмола и Бразилиа: сможем ли мы научиться на чужих ошибках?
Следующая запись Основные факторы формирования функционально-структурной организации г. Акмолы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.