ЗАЧЕМ НАМ ГОРОДА-МОНСТРЫ?

Былая красавица Алматы, город-сад, в результате много­летней и крайне безответственной политики не только быв­ших союзных (на что мы любим, ссылаться), но и своих же республиканских и местных органов власти превратилась в гигантский промышленный центр с ухудшающейся экологией и массой сопутствующих проблем. Так что же теперь — безучастно на это смотреть и «бухать» деньги на другую стройку века?

В каждом цивилизованном обществе существует градостроительное законодательство, которое надежно защищает ре­зультаты труда тех. кто участвует в форми­ровании градостроительной политики того или иного региона, от произвола и неком­петентности местных руководителей, слу­жит гарантией беспрепятственного претворения в жизнь творческих замыслов архитекторов, дизайнеров, инженеров.

Скажем, столица Австрии Вена имеет даже собственную конституцию. Столица США Вашингтон, выделенная в федераль­ный округ Колумбия (District Colambia), находится под юрисдикцией конгресса. Свой особый правовой статус имеет и столица Англии — Лондон. Его власти, опи­раясь на градостроительную доктрину все­мирно известного урбаниста Говарда и его последователя Аберкромби, за 30 с небольшим лет сумели добиться уменьше­ния численности населения здесь на 1,5 миллиона человек — путем строительства при поддержке государства на более де­шевых землях вокруг Лондона ряда ульт­расовременных городов-спутников. В них были созданы предприятия с высоким уров­нем труда, быта и отдыха, что привлекло туда население столицы Англии.

Токио, где еще 10 лет назад дежурившие на сплошь загазованных магистралях полицейские снабжались кислородными мас­ками, с выводом из столицы около 40 процентов промпредприятий и введением ужесточенных нормативов по токсичности автомобильного транспорта, стал одним из чистых городов Азии.

Отсутствие градостроительного закона, регламентирующего ту или иную хозяйственную деятельность, превратило Алма­ты в крупнейшую в республике перевалочную базу разнообразных народнохозяй­ственных грузов, включая такие загрязня­ющие окружающую среду, как уголь, не­фтепродукты, различные химические вещества, которые, стекаясь со всех сторон к подножию Алатау с его уникальным микроклиматом и занимая тысячи гектаров городской земли, как правило, отправля­ются затем в обратный путь.

В будущем законе о статусе Алматы должны быть четко установлены формы и размеры компенсации за пользование эти­ми ценнейшими территориями, транспор­том, коммуникациями и энергоресурсами, определены главные и второстепенные приоритеты в развитии алматинской инф­раструктуры.

Уникальный горный ландшафт Заилийского Алатау в сочетании с благоприятным микроклиматом — что позволяет осущес­твлять круглогодичное обслуживание рекреационных объектов — привлекает в Алматы массу иностранных туристов, к приему которых местная инфраструктура сервиса плохо подготовлена.

Вообще, в последние годы в структуре эко­номики, ряда крупней­ших городов мира при­вычная нам градооб­разующая база — про­мышленность, тран­спорт, строительство — активно вытесняется непроизводственными (сервисными) видами деятельности, как тот же туризм, спорт, оп­товая и розничная тор­говля, отдых, финансы, наука и здравоохранение.

Ряд важных положе­ний закона об особом статусе Алматы можно было бы распространить и на такие крупные промышленные центры Казахста­на, как Караганда, Шымкент, Усть-Камено­горск, Павлодар, Акмола, где имеются ана­логичные диспропорции в народнохозяй­ственном комплексе; правда, в гораздо меньших масштабах.

Относительно этих городов вполне, по моему мнению, приемлема идея рассре­доточения управленческих функций рес­публиканского масштаба по опыту Герма­нии, где федеральные ведомства разбро­саны по всей стране: только 26 из 200 были до объединения с ГДР размещены в Бон­не.

Из Вашингтона в пригороды перемести­лись такие министерства и ведомства, как Бюро стандартов, Комиссия по атомной энергии, Министерство военно-морского флота, Бюро переписей, Центральное раз­ведывательное управление и многое дру­гое.

В Японии был принят четвертый ком­плексный план развития национальной территории до 2000 года. В его основе — концепция развития Токио как мирового центра. Все развитие Токио шло с акцен­том на экономику (как в Алматы), и это привело к сверхконцентрации в нем насе­ления, к астрономическим ценам на землю (до 3 миллиардов долларов за 1 га земли в центре). Выход из сложившейся ситуа­ции видится в реализации концепции «япон­ского коридора».

Речь идет о рассредоточении всех фун­кций столицы на территории от Токио до Осаки с двумя равнозначными промежу­точными центрами. Новый единый город­ской организм, 12 министерств и 8 управ­лений составляют государственную адми­нистрацию вдоль всего 500-километрово­го участка сверхмегаполиса и обслужива­ются круглосуточными рейсами поездов на магнитной подушке.

В последнем генеральном плане Москвы и Московской области также предлага­ются варианты развития столичного реги­она с выносом столичных функций за пре­делы Центрального экономического рай­она.

Почему бы в Казахстане в мощнейшем Караганда-Темиртауском промрайоне не создать республиканское управление уг­ледобычи и черной металлургии, в Усть-Каменогорске — цветной металлургии и геологии, в Шымкенте — химической промышленности, в Семипалатинске — легкой и пищевой, в Акмоле — сельского хозяйст­ва, Павлодаре — машиностроения и энер­гетики и т.д. Современные средства ауди­овизуальной техники обеспечат надежную оперативную связь с центром, а непосред­ственное знакомство с теми проблемами, от которых некоторые кабинеты еще дале­ки, только помогут интересам дела.

Это создаст дополнительные рабочие места в наших провинциальных городах, усилит приток государственных и инос­транных инвестиций в их народнохозяй­ственный комплекс.

В США, если в Вашингтоне сосредоточе­ны федеральные органы управления, Нью-Йорк является подлинным торгово-финансовым и культурным центром страны. Лос-Анджелес известен как центр аэрокосми­ческой техники и электронной промыш­ленности (знаменитая Силиконовая долина). Здесь же расположен всемирно из­вестный центр киноиндустрии — Голливуд. Чикаго по стоимости произведенной про­мышленной продукции занимает первое место в стране. Даллас — процветающий центр самолетостроения и радиоэлектро­ники, Хьюстон — крупнейший центр нефте­переработки и химической промышлен­ности, здесь же находится центр пилоти­руемых космических полетов (NASA).

Почему у нас, в Казахстане, сосредото­чивать специализированные центры онкологии, туберкулеза, детской гематологии, хирургии обязательно в Алматы? Ведь в некоторых областных центрах имеются и соответствующие учебные и научные базы, квалифицированные специалисты (вспомним: ранее малоизвестный си­бирский город Курган стал всемирно знаменитым благодаря успехам трав­матолога и ортопеда Г.Илизарова). Тем самым мы поможем нашим областным центрам избавиться от налета провин­циальности, поднять их социальный и культурный статус и заодно позволим более гармонично развиваться самому Алматы.

Застарелая «лозунговая» болезнь, ско­роспелость решений по застройке новой Акмолы не позволили четко и грамотно организовать открытый республиканский конкурс на его центр. Конкурсанты не получили полноценного и кондиционного материала по этому городу, данных по инженерно-геологической основе (что очень было важно ввиду подтапливаемости территорий и агрессивных к ме­таллу и бетону щелочных вод). Из-за этого большинство конкурсантов устре­мили свои перспективные «видения» на левый, более низменный берег Ишима, который имеет тенденцию к подтопле­нию и высокий уровень грунтовых вод.

Из-за долгого творческого застоя и растущей безработицы наши градос­троители, потеряв чувство меры, воз­двигли на макетах такие небоскребы и официальные резиденции, какие и Ал­маты не снились. Широченные проспек­ты и размашистые площади совершен­но не учитывают местный суровый резко континентальный климат с постоянными ветрами (вспомните нынешние зимние бураны в центральных областях Казах­стана).

Присутствовавший на обсуждении кон­курсных работ представитель деловых кругов заявил, что ему незачем лезть в голые степи, где нет инженерных сетей и дорог, и он любыми путями найдет себе участок земли в существующем центре Акмолы.

Подобное заявление не лишено смыс­ла, так как в центральной части Акмолы хватает саманных трущоб и свободных участков земли. Ведь кроме нового стро­ительства жилья и учреждений, для чи­новничьего аппарата необходимы ог­ромные инвестиции, чтобы построить тепловые станции и канализационные сооружения, протянуть десятки кило­метров инженерных сетей и дорог, ре­конструировать аэропорт и железнодо­рожный вокзал. Городское хозяйство самой Акмолы уже сейчас испытывает большие сложности в поддержании жиз­недеятельности всех отраслей, особен­но инженерных коммуникаций и сопут­ствующих им объектов.

Предлагаемые варианты оздоровле­ния нашей столицы Алматы требует куда меньших объемов капиталовложений из нашего, и без того тощего, бюджета по сравнению с радикальными планами переезда в Акмолу. Ведь бюджет — это наши с вами деньги и мы, как исправные налогоплательщики, вправе спросить: «Куда и зачем они уходят?»

Караван блиц – 05.03.1996 г.

Нурбек Аужанов

Предыдущая запись Ломать или строить?
Следующая запись ГОРОД-МИЛЛИОННЕР: производственные, социальные и экологические проблемы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.