Расти ли городу – гиганту?

Как регулировать рост численности населения больших городов, та­ких, например, как Алма-Ата? Ведь их непомерное разбухание порож­дает множество, социальных, производственных и экологических проб­лем.

Обратимся к опыту высокоразвитых стран, в частности США, где замедление роста большинства крупнейших городов и даже абсолютное снижение численности жителей во многих из них стало закономерным явлением. Так, по данным статистического ежегодника США за 1981 год, в половине всех городов страны с населением 100 тысяч и более че­ловек число жителей за десятилетие сократилось.

Зато как по количеству, так и по суммарной населенности и удель­ному весу в населении страны заметно выросли средние и мелкие горо­да. Для этого есть множество причин, где одной из существенных явля­ется высокая стоимость городской среды, которая проявляется в доро­говизне земли, частных и общественных услуг, в высокой арендной пла­те, повышенных нормах налогообложения. За 1975 — 80 годы цены на землю в 12 крупнейших городах США выросли на 97 процентов, а пот­ребительские цены — на 95 процентов.

В таких городах трудно найти свободные территории, которые соот­ветствовали бы требованиям современной технологии массового конвей­ерного производства на горизонтальных линиях. Обследования, прове­денные американскими учеными, показали, что предприятия, покидающие город, на новом месте в среднем удваивают полезную площадь своих зданий и в 4 раза увеличивают общий размер заводской терри­тории. Обострившаяся ситуация в транспортной и инженерной обеспе­ченности, низкое качество окружающей среды также ставят свои трудно­разрешимые проблемы. В последние годы сюда добавились новые, та­кие, как нехватка квалифицированных кадров, оскудение базы из-за оттока состоятельной части населения, потеря покупательской способ­ности жителей, высокий уровень преступности.

Что касается проблем развития городов-гигантов в нашей стране, таких, например, как Алма-Ата, то их проблемы в последнее время зна­чительно обострились. В столице Казахстана, например, было намечено вывести за пределы городской черты 15 промышленных и коммунально-складских объектов, таких, как плодоконсервный завод, табачный и ме­ховой комбинаты, заводы «Казгеофизприбор», нестандартного дорож­ного оборудования и других. Однако за период после разработки ген­плана ничего этого не сделано, а наоборот, продолжается реконструкция старых и строительство новых цехов на них. На проспекте Рыскулова вырос крупный завод горношахтного оборудования. Спрашивается, по­чему в столице Казахстана, а не в Караганде, Джезказгане или Балха­ше?

В столице дополнительно размещено более 150 новых объектов ми­нистерств и ведомств.

Особенно преуспевают Минавтотранс, Минводхоз, Госагропром, Казпотребсоюз, союзные Минсредмаш, Минэлектронпром, Минприбор, Минобороны. Это приводит к механическому приросту населения, изыманию ценных поливных земель под жилые массивы и промышленные зоны. Инженерная инфраструктура Алма-Аты перенапряжена, ощущает­ся острая нехватка тепла не только для жилого фонда, но и для новых предприятий. Последние эту проблему решают путем строительства ве­домственных котельных или путем расширения существующих, что вно­сит дополнительную лепту в загрязнение атмосферы. Нас очень беспо­коит то обстоятельство, что предприятия этих министерств располагают­ся в районе повышенной сейсмичности.

Архитекторы, занимающиеся планировкой города, были поставлены перед свершившимся фактом. По какому постановлению правительства разместился этот завод там, где целесообразно возводить жилые дома?

Кстати, к нашим многочисленным «незавершенкам» добавился еще один объект — стройка заморожена.

На прошедшем Съезде народных депутатов страны перед прави­тельством остро ставились вопросы о произволе ведомств, несоблюде­ния ими законов, огромном объеме незавершенного строительства, кото­рый за три последних года достиг 30 миллиардов рублей.

Алма-Ата перенасыщена многочисленными базами и складами. Это касается и территорий, подчиненных облисполкому, прилегающих к гра­ницам города. Давно назрел вопрос о необходимости переноса за его пределы предприятий, складов и баз, связанных с эксплуатацией, хра­нением и перевозкой горючих и взрывоопасных материалов.

К чему приводит постепенное превращение столицы Казахстана в крупный приемно-перевалочный и снабженческий пункт, показал не­давний взрыв цистерны с бытовым сжиженным газом пропаном вблизи железнодорожной станции Алма-Ата II, повлекший за собой человечес­кие жертвы.

Какая есть необходимость мириться и с размещением вблизи жилых домов газораздаточной станции?  Почему  база  «Казстройматериалы» Госснаба Казахской ССР, работающая на республику, не может  нахо­диться на территории области или даже в другом городе?

Анализ расположения предприятий промышленности, складов, баз, учреждений и ведомств, научных и проектных организаций, учебных за­ведений показывает полнейшую, неразбериху и отсутствие какого-либо научно обоснованного подхода к решению этой проблемы в столице Ка­захстана.

Одна из главных причин, порождающих эту анархию, — отсутствие государственного градостроительного законодательства. Во всем мире, кроме СССР, Монголии, Кипра и Турции, такой закон есть. У нас любое ведомство, организация, частное лицо, могут нарушать положения гене­рального плана, проекта детальной планировки и не нести за это ответ­ственности.

Престиж профессии архитектора в нашей стране снизился как ни­когда. Слова «архитектура», «зодчество», «градостроительство» редко слышатся и на представительных форумах.

В ФРГ на 10000 жителей приходится 100 архитекторов. В США — 49,                    Болгарии — 50, Венгрии — 65. В наших республиках:  в   Грузии — 50,                                 Армении — 35, Литве — 47, Латвии — 45, Эстонии — 32, Казахста­не — 13, РСФСР — 8. Туркмении — 7 и т.д. Отсюда  и  отношение  к профессии архитектора и к его работе со стороны руководителей   круп­ных ведомств, партийных и советских органов.

В ограничении размещения новых предприятий и роста численнос­ти населения в крупных городах хорошо проявила себя реализация пред­ложений нашей экономической науки: введение платы за привлечение рабочей силы. Министерствам и ведомствам тогда станет накладно при­глашать людей со стороны. Им выгоднее будет готовить специалистов на месте. Два примера уже есть: в Риге введена плата — 20. тысяч руб­лей на одного приезжего, а Киеве — 12,4 тысячи рублей. Это оказало существенное влияние на ограничение механического прироста населе­ния в этих городах.

Второй важнейший момент — плата за землю. Введение арендной платы позволит местным Советам управлять развитием города эконо­мическими методами.

ГПИ «Алмаатагенплан» начал выполнять работу по комплексной экономической оценке территории Алма-Аты.

Подобная оценка земли дает градостроителю, местным Советам возможность с цифрами в руках убеждать в необходимости строитель­ства, например, торгового центра возле автодороги или железнодорож­ного вокзала или же на пересечении важных магистралей, а не в глубине жилых массивов. Это позволило бы вести отводы участков по продуман­ной методике, дало бы возможность создать систему крупных общест­венных, торговых и культурных центров в наиболее многолюдных узлах.

Например, строящийся сейчас огромный универсальный магазин на пересечении улицы Ауэзова и проспекта Абая целесообразно было бы возвести возле вокзала Алма-Ата I или нового автовокзала на берегу озера Сайран. Это значительно снизило бы и нагрузки на торговые объ­екты в центральной части города, уменьшила бы людские и автомобиль­ные потоки сюда.

Главное — забота о сохранении свободных пространств внутри жи­лых районов, которые можно использовать под парки, скверы, бульвары, спортивно-игровые площадки, то есть забота о человеке.

У нас же продолжается практика бесконечного уплотнения жилых кварталов как в центре — что недопустимо по экологическим, транспор­тным и другим причинам, — так и в микрорайонах. Еще один пример непродуманного планирования развития города — это строительство крупнейшего в республике универсального спортивно-зрелищного зала на 11 тысяч зрителей в новом жилом районе «Самал». Со временем в этой части города возникнут острые транспортные проблемы.

Размещение в этом районе ряда крупных объектов, таких, как Му­зей истории Казахстана, республиканский Дворец пионеров, Музей В. И. Ленина, Дворец имени Ленина, усиливает социальное неравенст­во проживающих в Алма-Ате людей, делает данный район в каком-то смысле элитарным. Острейший дефицит в объектах культурного назна­чения существует в западных районах города и в районе железнодорож­ной станции Алма-Ата I. Именно здесь наблюдается повышенный рост правонарушений среди подростков, преступность, наркомания. Налицо взаимосвязь между уровнем обеспеченности в объектах культуры, спор­та и т.д. и ростом числа правонарушений. В Алма-Ате совершенно за­пущено освоение подземного пространства, пассивно используются пе­шеходные переходы. На этот счет есть прекрасные примеры в Киеве, в Ереване, где вблизи станций метро разместились крупные подземные торговые центры.

Особенно вольно обращаются с ценной городской землей руководи­тели промышленных и коммунально-складских объектов. Вместо того, чтобы активизировать подземное строительство на несколько этажей, возводить многоэтажные складские комплексы, кооперироваться со сме­жными производствами, они стараются: выбить новые гектары под хо­зяйственные корпуса.

Несмотря на горький опыт прошлого, когда в Алма-Ате в 1887, 1889 и-1911 годах произошли сокрушительные землетрясения, постановление Совета Министров СССР «Об упорядочении строительства в сейсмичес­ких районах страны» от 20 мая 1970 года не выполняется.

Настала необходимость провести комплексную серьезную проверку конструкций не только жилищно-гражданских зданий, но и промышлен­ных объектов. Никто не даст твердых гарантий, что промышленные, ком­мунально-складские здания у нас строятся на высоком техническом уровне.

Капитальные вложения необходимо производить не в строительст­во новых промышленных предприятий и складских объектов, а в ко­ренное улучшение самих предприятий, реконструкцию, модернизацию производства.

Алма-Ата не только промышленный, а прежде всего политический, научный и культурный центр Казахстана. И это необходимо учитывать в первую очередь. Надо серьезно думать о его дальнейшей судьбе.

Н. Аужанов – журнал «НХК»

Предыдущая запись Старый город: перспективы застройки
Следующая запись Расселение, кадры и малые города

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.