Расселение, кадры и малые города

Одним из убедительных примеров коренных социальных преобразовании является Казахстан, прев­ратившийся за годы Советской власти в республику с высокоразвитым промышленным потенциалом, немалым числом новых городов и поселков. В ее пределах сегодня формируется и развивается ус­коренными темпами ряд мощных территориально-производственных комплексов. Но эти темпы наряду с решениями за­дач рационального размещения производительных сил, все с большей остротой выдвигают в порядок дня и демографические проблемы, в частности, проблемы наилучшего расселения людей в ре­гионах.

Карагандинский территориально-про­изводственный комплекс (ТПК), о кото­ром ниже пойдет речь, по объему произ­водства промышленной продукции, чис­ленности промышленно-производственного персонала, основным фондам и дру­гим показателям является самым круп­ным в республике. И его народнохозяйственное значение в перспективе будет неуклонно возрастать. Однако уже сейчас обнаруживают себя некоторые негатив­ные тенденции, мимо которых нельзя проходить. Например, шахтеры бассейна и десяток пятилетке заметно снизили темпы добычи угля. Причин тому, разу­меется, много. Но одна из наиболее су­щественных состоит в том, что на шах­тах в минувший период недоставало не­скольких тысяч человек: сказалась большая текучесть кадров.

Тщательный анализ сложившейся ситуации выявил довольно любопытную закономерность: почти все шахты, испытавшие острый недостаток рабочей си­лы, располагались на западе бассейна в районе городов Сарани, Абая, Шахтинска. Условия разработки угли здесь, правда, более сложные по сравнению с шахтами Караганды, но это, по мнению специали­стов, во многом компенсируется более совершенной технической вооруженно­стью здешних шахт. А вот уровень бы­тового обслуживания населения городов Сарани, Абая, Шахтинска в полтора-два раза ниже, чем в Караганде. Это относит­ся и к сфере общественного питания, и к медицинскому обслуживанию и т.д. Не случайно и рост населения в этих горо­дах существенно отстает от темпов, опре­деленных их генеральными планами: в Сарани — в полтора, в Шахтинске — по­чти в два раза.

Казалось бы, такие факторы, как благоприятное расположение этих городов, более чистый, чем в Караганде, воздух, хорошее автобусное сообщение с област­ным центром, должны были способство­вать притоку сюда населения и развитию малых городов. Но на деле, как видим, происходит иное. Дело в том, что не был учтен в полной мере социальный фактор.

Исследования показывают, что число высококвалифицированных рабочих в промышленности Карагандинского уголь­ного бассейна всего за десять лет — с 1965 по 1975 г. — возросло более чем в два раза. И за тот нее период резко умень­шилось число малоквалифицированных. Другими словами, иным стал современ­ный рабочий, иными — его запросы. Се­годня только один материальный стимул — высокая заработная плата — решает далеко не все, так как сами по себе день­ги не могут удовлетворить всех потреб­ностей современного рабочего или спе­циалиста. Современный человек хочет бывать в театре красиво и модно оде­ваться, получать высококвалифициро­ванную медицинскую помощь в хорошей клинике или больнице, слушать клас­сическую или эстрадную музыку в сов­ременном концертном зале и т.д. Сегод­няшние же города-спутники (не говоря о поселках) зачастую не могут удовлет­ворить этих запросов.

На современном этапе экономического развития Карагандинского ТПК все более очевидной становится зависимость уве­личения производительности труда от та­ких факторов, как закрепление кадров, устранение нежелательной миграции. А этой цели можно достичь, лишь решив социальные проблемы, улучшив работу сферы обслуживания населения, обеспе­чив рабочими местами вторых членов шахтерских семей.

Кстати, проблемы эти не чисто местно­го характера. Те же тенденции проявля­ются в ряде других районов республики и страны. Например, по оценкам специа­листов, не менее 40% оттока населения из городов Сибири обусловлено недоста­точным уровнем развития сферы обслу­живания населения.

Хотя города Сарань, Абай, Шахтинск, Актау и другие появились на карте обла­сти в 50-е годы и избежали в той или иной мере в своей планировке неоргани­зованной застройки, работа над проектом дальнейшей застройки Шахтинска (ин­ститут «Карагандагорсельпроект», 1978 г.) и обследование Абая и Актау показали, имеющиеся резервы территории для размещения крупных общественных и торговых зданий в центрах этих городов используются нерационально. Они или пустуют, или заняты по сей день моло­чным одноэтажным жильем. Между тем тенденция укрупнения шахт в Карагандинском угольном бассейне требует перехода от стихийного строительства мелких поселков возле каждой шахты к возведению благоустроенных городов с численностью населения до 100 и более тысяч, где могут быть созданы условия для удовлетворения всех культурно-бытовых потребностей жителей.

Очевидно, что теперь при проектировании так называемых малых городов необходимо также, как и в больших, стимулировать строительство крупных специализированных домов быта и универсамов, дворцов культуры и спорта и вводить их в строй наряду с жильем. Без этого не обеспечить в малых городах и рабочих поселках современного уровня комфортности. И фактор времени тут играет также первостепенную роль. Людей устраивает бытующая практика, когда магазины в новом микрорайоне появляются лишь через 2—3 года после сдачи жилья, детсады и ясли — через 5—7, а дворцы культуры, спортивные залы — спустя 15—20 лет.

Сегодня характер расселения городского населения в Карагандинской области имеет ряд отличительных особенностей, с которыми нужно считаться. На фоне других населенных пунктов Караганда, где число жителей перевалило за 500 тыс., выглядит таким гигантом, рост которого пора уже ограничивать. Это первое. Именно здесь, а также вообще в зоне влияния Карагандинского угольного бассейна концентрируется 85% городского населения области (перепись 1979 г.).

Такая структура в основном сохранится на перспективу. Но предпочтение надо отдать развитию таких городов и посел­ков, как Сарань, Абай, Шахтинск, Ак­тау Топар. По сравнению с Карагандой и Темиртау, где уже затруднено разме­щение промышленности из-за дефици­та городской территории, они находятся в более благоприятных условиях. Если же предприятия продолжить размещать в центрах агломераций, то здесь будут су­щественно возрастать нагрузка на улич­ную сеть, удлиняться инженерные ком­муникации, повышаться транспортная усталость жителей при поездках на рабо­ту и домой, ухудшаться состояние окружающей среды. Причем решительный крен в сторону развития малых городов надо делать уже сегодня, если мы не хо­тим дальнейшего оттока населения из них, стихийного гипертрофированного роста городов-гигантов.

По расчетам Московского института ЦНИИП градостроительства, численность городского населения Карагандинского ТПК к 1990—2000 годам достигнет 1,5—1,6 млн. человек (при нынешнем уровне не­многим более миллиона). И к такому ро­сту следует быть готовым. Демографическими процессами пора уже управлять.

Один из решающих рычагов такого уп­равления — градостроительство: тщатель­ный и всесторонне обоснованный выбор места для размещения жилых кварталов и промышленных предприятий городов в Караганде, Темиртау. Сарани, Абае, Шахтинске, а также в перспективе и для новых поселков и городов в основном в западной части угольного бассейна.

Важнейший фактор, в значительной мере определяющий все сто­роны развития Карагандинского ТПК, это совершенствование его инфраструктуры, то есть системы автомобильных и желез­ных дорог, связи, инженерных сетей и коммуникаций и т.д. Еще К. Маркс пи­сал, что «…плотность населения есть неч­то относительное. Страна, сравнительно слабо населенная, но с развитыми сред­ствами сообщения, обладает более плот­ным населением, чем плотно населенная страна с неразвитыми средствами сооб­щения». Анализ современного состояния инфраструктуры в этом регионе свиде­тельствует об отставании уровня ее раз­вития от современных требований.

Плотность железных дорог в расчете на 1000 км2 территории здесь, правда, приближается к среднему по СССР пока­зателю, но для такой промышленно-развитой области этот показатель низок. Ска­жем, в Донецкой области плотность же­лезнодорожной сети в десять раз, а плот­ность автодорожной сети в 7,1 раза боль­ше, чем у нас.

Создание в Карагандинском ТПК раз­витой инфраструктуры, особенно тран­спортной сети, позволит повысить эф­фективность освоения территорий реги­она под промышленное и гражданское строительство не только в крупных, но практически в любых населенных пунктах. Такая система расселения позволит избежать чрезмерного сосредоточения промышленных предприятий, чреватого нарушением экологического равновесия, и обеспечит жителям малых городов более широкий доступ к театрам, концерт­ным залам, клиникам, крупным торго­вым центрам и другим предприятиям культуры и быта. С возрастанием же в перспективе скоростей транспортных средств поездки из одного города про­мышленной агломерации в другой вооб­ще перестанут быть проблемой.

В качестве первоначальной меры усо­вершенствования сети автодорог в сис­теме населенных мест Карагандинского ТПК целесообразно создать внешнее замкнутое кольцо автомагистралей, ко­торое связало бы между собой все пери­ферийные районы. Это активно способ­ствовало бы их развитию. Намеченная в генеральном плане Караганды (ЦНИИП градостроительство) сеть транспортных дорог, соединяющих городской центр с пригородной зоной, также будет способствовать погашению уровня бытово­го комфорта в этом крупнейшем центре ТПК.

Западное от Караганды направление и в перспективе останется главным в смысле градостроения, что связано с размещением угля в бассейне. В восточ­ном же направлении, как показывают исследования, целесообразно создание центров отдыха населения ТПК. Это, в частности, ослабит нагрузку на зоны отдыха в существующих городах, куда сейчас направляется основной поток от­дыхающих. Такие водохранилища, как Петровское, Борлисайское, Курминское, после их соответствующего обустройст­ва станут притягательными для горо­жан в силу своей относительной близос­ти к Караганде и Темиртау наличия автомобильной и железнодорожной связи, лучшей гигиенической характеристики данной местности. Именно здесь следует строить санатории и дома отдыха, пио­нерские лагеря и туристские базы. Такое разделение зон труда и отдыха позволит рационально использовать наиболее бла­гоприятные в природном отношении ме­ста региона в целях дальнейшего улуч­шения условий отдыха трудящихся.

В заключение следует подчеркнуть, что добыча угля и производство другой промышленной продукции в Карагандин­ском ТПК в перспективе должны расти. Однако успешно решить такую задачу без развития на современной основе ма­лых и средних городов, таких, как Сарань, Абай. Шахтинск. Топар и других, трудно, что уже с достаточной очевид­ностью показала жизнь. В основных на­правлениях развития народного хозяй­ства СССР решению социальных проб­лем придается особо важное значение. Среди них в ряду кардинальных стоят вопросы расселения населения и разви­тия системы населенных мест.

Н. АУЖАНОВ

Предыдущая запись Расти ли городу – гиганту?
Следующая запись Проект Центрального института градостроительства, Российская Федерация

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.