О концепции, плане застройки и вкусах. Депутаты одобрили генеральный план застройки Костаная.

Депутаты областного маслихата собрались по просьбе акима облас­ти на внеочередную сессию — из-за Генерального плана застройки Костаная. Представлял его прямо у макета будущего города директор ТОО «Градкомплекс» Н. Аужанов. Именно эта алматинская фирма весной прошлого года выиграла тендер на разработку проекта.

К формированию нового генерального плана привлекались и костанайские экологи, и киевляне, которые разрабатывали транспортные коммуникации. Проект, по словам Н. Аужанова, несколько раз кор­ректировался и уточнялся.

— Существует концепция развития Костаная и собственно генеральный план застройки, — пояснил столичный проектировщик. — Концепция рассчитана до 2035 года, а план — до 2020. Сейчас население города составляет 208 тысяч человек. С учетом перспектив, а они определялись на основе программ индустриально-инновационного, социально- экономического развития области до 2015 года, мы за расчетную взяли цифру 290 тысяч населения. Генеральный план составлен с учетом региональных связей города, как по республике, так и внутри области, а также локальных связей – в пределах близлежащих территорий. Надо сказать, что на уровне республики Костанай определен как реги­ональный центр северного Казахстана, у него очень большая перспектива. Она свя­зана и с его географически-экономичес­ким положением, а также близостью с Россией. Очень хорошо, что область на­шла средства на разработку генерального плана своего центра.

По информации директора «Градкомплекса», рассматривались три варианта концепции развития города. Первый — ле­вобережная зона Тобола, Второй вариант – чисто правобережный. И третий, который и принят за основу, смешанный. В первую очередь будут развиваться райо­ны Костанай-2 — в сторону Куная, Рудного. На правом берегу — в сторону Затобольска, Мичурина, Там застройки в основном малоэтажные, с локальными инженерны­ми сетями.

Самая важная деталь — два кольца на транспортной схеме. Большое кольцо (часть его уже существует) как бы опоясывает город и позволяет разгрузить от транзитного, в основном, грузового транс­порта. Малое кольцо — внутри города. Это уже внутренний транзит, предполагающий некие ограничения движения транспорта. Чтобы сделать более серьезные развязки, по словам проектировщика, нужно сно­сить целые кварталы, что сегодня пробле­матично. Куда практичнее сеть подземных переходов, подземных и наземных пар­кингов.

В целом дальнейшая застройка Костаная будет многоэтажной, И не за счет расширения города, а за счет сноса старых строений. Особенно на территории, прилегающей к реке Тобол. Именно там должна сформироваться визитная архитектур­ная карточка города, его современное лицо, речной, фасад. В основном это будет девятиэтажная застройка, потому что на пятиэтажки сегодняшние инвесторы «не западают». По словам Н. Аужанова, «инвестор потихоньку по нашей информации здесь уже находится. Когда пройдет кратковременный банковский кризис, пойдет реальное оживление». Очень знамена­тельно, что приходят частники и начинают формировать жилые микрорайоны на месте старой застройки. В качестве при­мера столичный гость привел район улицы Абая, где старые дома уже снесены и должен вырасти современный жилой комп­лекс.

Точечные сносы, по мнению разработчиков генерального плана, ожидают весь центр города. Есть проекты, кото­рые уже начинают осуществляться. В их числе был назван многофункциональный мультицентр на месте теперь уже бывше­го кинотеатра «Костанай», пристройка к ЦУМу, на месте еще одного бывшего кино­театра — «40 лет Казахстана» — должен возникнуть гостиничный комплекс. Новое здание «Народного банка» и Дворец бра­косочетаний «сядут» у монумента первоцелинникам. Предполагается развивать район железнодорожного вокзала. Здесь будет многофункциональный комплекс — автостанция, бизнес — комплексы, гостиницы. По словам Н. Аужанова, большое буду­щее у улиц Абая, Баймагамбетова, Каирбекова. Чтобы сформировать их совре­менное лицо, потребуется лет двадцать.

Отвечая на вопрос депутатов маслихата, разработчик, обосновав, почему нельзя вест многоэтажную застройку правобе­режья Тобола. Земли здесь подтопляе­мые. Поэтому можно развивать только парковые объекты. Что и предусмотрено делать. Сегодняшний парк находится в за­пущенном состоянии, хотя потенциал у него огромный. Предлагается, например, построить стадион. Правый и левый берег будут соединены пеше­ходными мостами. И во­обще мостов будет го­раздо больше, чем сейчас. Например, по улице Гагарина, в сторону дизельного и Федоровс­кой трассы.

Депутаты очень  интересовались, насколько вписываются в новый вариант генерального плана Костаная сузившиеся из-за пристроек к уже сущес­твующим зданиям улицы. И ус­лышали ответ: это неправильно, если такие пристройки не заложены в бывший генеральный план застройки. Усомнились депутаты и в том, что в новом проекте ре­шена проблема перегруженности города автотранспортом. На вопрос, какие архитектурные проекты не просто украсят го­род, но и будут отличать его от других, Н. Аужанов смог сказать лишь одно:

— После утверждения генплана в прави­тельстве идет детализация застройки. По­этому, как в конечном итоге будет выгля­деть город, зависит от мастерства и вкуса архитекторов.

У архитекторов, как правило, вкус есть. Но надо, чтобы он был еще и у представителей власти. Они приходят и уходят, а город остается.

Татьяна Башкатова.

Костанайские новости (10) – Обществоведение – 20 марта 2008 года.

Предыдущая запись Генплан Костаная (Хронограф).
Следующая запись Комплексная схема градостроительного планирования территории Костанайской области

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.