К вопросу разработки концепции генерального плана г. Астана в виде «круга», выполненного группой Токаева Н.

Вопреки учету сложных социально-пространственных процессов, характерных для такого бурно развивающегося столичного комплекса, как Астана, привлечения высококвалифицированной команды, способной разработать несколько вариантов развития города с их просчетом и выбором наиболее оптимального решения, сегодня руководству страны и столичному акимату на безальтернативной основе предлагается надуманный и идеализированный рисунок в форме круга, рассчитанного на обозрение с космических высот. Игнорируется существующая топография местности, геолого-гидрологические особенности, существующие ограничения в виде автодорог и промышленных объектов, инженерных сетей и сооружений, высаженных зеленых массивов по программе «Жасыл Айман» Москва и другие сложившиеся города с радиально-кольцевой структурой генплана давно и небезуспешно пытаются уйти от этой порочной схемы бесконечно растекающегося масляного пятна с центростремительными потоками транспорта к ядру города.


Генеральный план любого города, тем более такого крупного как Астана, должен развиваться эволюционным путем, учитывая предыдущие этапы своего роста. В Астане сложились устойчивые планировочные направления на Караганду, Костанай с главными осями как проспекты Абылайхана, Tлендиева (Астраханское шоссе). С выходом города на левобережье такими осями стали проспекты Сары-Арка, Кабанбай батыра. На ближайшее будущее появятся стали дополнительные оси на Кокшетау и Павлодар.
Вместо долговременных и зачастую иллюзорных прожектов, выставляемых в виде обширных макетов надо вспомнить хорошо забытые проекты «двухлеток» и «пятилеток», где решались ближайшие и актуальные задачи комплексного освоения жилых районов и микрорайонов.
В данных проектах задавались конкретные объемы ввода жилья и учреждений соцкультбыта, очередность подвода инженерных коммуникаций и дорог к возводимым кварталам вплоть до обустройства ливневой канализации. То есть руководство города имело перед собой четкий план действий на ближайшие годы и последовательно решало стоящие перед ним задачи.
Сегодня же, разработка проектов детальных планировок сводится к поверхностному макетному проектированию без серьезного анализа сложившейся ситуации, блицметодом. Совершенное игнорирование научного подхода приводит к хаотичному и случайному размещению высотных акцентов, реально сложившееся социальное расслоение в нашем обществе не находит четкого отражения структуре жилого фонда, в проектах не учитываются изменения в демографической структуре столичного населения, которое прямо пропорционально влияет на покомнатное распределение будущих квартир, мест в детских садах и школах. В стороне остается проблема угрожающе растущего ветхого и аварийного жилого фонда, изношенных инженерных сетей и т.д. Подобные тенденции не просчитываются до конца, также остается в стороне проблема физически устаревших крупнопанельных домов 50-60 годов. Сносить, как делается в Москве или реконструировать.
В разрабатываемой в КГП «Астанагенплана» концепции генплана вместо рациональных связей между жилыми районами города, городскими центрами левого и правого берега, транспортные артерии с магистральными инженерными коммуникациями планируются вне всякой логики эволюционного развития города по некоему кругу, вдоль которого прилеплены многоэтажные жилые массивы с усадебной застройкой и освоение которых возможно только 2030-40 годам. Реализация подобных энергорасточительных планов с многокилометровыми холостыми пробегами инженерных сетей и автомагистралей, устройством с дорогостоящих путепроводов, электроподстанций, насосных сооружений, огромных потерь времени на трудовые и культурно-бытовые поездки жителей столицы в корне противоречит сегодняшним тенденциям развития городов, тем более столичных. Астана – это северный город, где планировка должна иметь компактный характер, защищенный от неблагоприятных природно-климатических условий, что соответствует современным тенденциям энергосбережения в градостроительстве. Основа нынешней концепции генплана не учитывает этого.

        Также совершенно случайно, вдали от источников инженерного обеспечения и транспортных магистралей в самом конце искусственно бесконечной оси общегородского центра посажен огромный университетский комплекс. Появление такого крупнейшего потребителя тепла, воды, канализации потребовало развития дополнительной четвертой ветки теплопроводов (кроме третьей идущей на левый берег). Реализация подобного мощного инженерного коридора через многокилометровые пустыри и существующие дачи отвлекает, во-первых, значительные финансовые ресурсы, остро необходимые для других жилых массивов, во вторых, надолго обрекает данные коммуникации «работать» с минимальной нагрузкой. В современной практике градостроения университетские комплексы должны активно влиять на градостроительную ситуацию столицы, находиться вдоль крупных магистралей с удобными связями с центром города и жилыми районами. Будущие студенты должны полноценно ощущать на себя преимущества столичной жизни, проникнуться ее духом, а не чувствовать себя поселенцами на окраине большого мегаполиса.

      В целом, кратко вышеизложенные проблемы и стратегические неверные ходы сегодняшних разработчиков генерального плана, безальтернативный подход к будущему развитию столицы Казахстана не должны оставлять нас равнодушными к судьбе этого города. Как первый шаг, необходима серьезная и объективная международная экспертиза данной работы с включением известных градостроителей дальнего зарубежья.

Предыдущая запись Градостроительная модель развития Астаны — новой столицы Казахстана
Следующая запись Некоторые узловые проблемы новой столицы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.