Экология городов

IMG_3914Города всегда представ­ляли собой наиболее мощ­ные очаги антропогенной экспансии в природе, хотя, характер последствий этого процесса на окружающую среду был неодинаковым в разные исторические эпохи.

Быстрый рост и развитие городов, появление целых городских агломера­ций, сопровождающиеся воз­растающей концентрацией промышленности, транспор­та, людей, породили не ме­нее грозную опасность — прогрессирующее загрязне­ние воздушного, водного бассейнов, почвенно-растительного покрова, деграда­цию природных ландшаф­тов.

Так, негативные изме­нения почв, поверхностных и подземных вод, состояния атмосферы ощущаются в зависимости от конкретных условий на расстоянии в 40-50 раз больше, чем собст­венный радиус городов и агломераций.

Картина загрязнения ок­ружающей среды стала зна­чительно более сложной — появились синтетические ве­щества, не встречающиеся в природе, химический состав стоков и выбросов в атмос­феру сейчас чрезвычайно разнообразен.

К традиционным загряз­нителям присоединились: шумовые, тепловое, радиоактивное, электромагнитное и даже «психологическое».

Предварительный ана­лиз 195 городских агломера­ций на территории бывшего СССР, основанный на приблизительной интеграль­ной оценке состояния окру­жающей среды, позволил сделать вывод о том, что в 17 агломерациях Московс­кой, Санкт-Петербургской, Бакинской, Харьковской, Донецкой, Екатеринбург­ской, Челябинской, Днепро­петровской, Ташкентской, Новокузнецкой, Горловской, Владивостокской, Новосибирской, Казанской, Нижегородской, Мурман­ской и, к сожалению, Алматинской — состояние окру­жающей среды не в полной мере отвечает санитарно-гигиеническим нормам.

Город Алматы с самого начала своего интенсивного развития не имел своей кон­цепции развития: быть ли ему столицей республики промышленным городом или центром здравоохра­нения, туризма и спорта. К сожалению, победили сто­ронники индустриализации города у подножия Заилийского Алатау, хотя, в усло­виях командно — администра­тивной системы трудно бы­ло бы предположить другой, более природоохранный ва­риант.

Чрезмерная концентра­ция объектов, рост уровня автомобилизации населения, медленное продвижение во­просов использования эко­логически чистых видов то­плива, слабое внедрение энергосберегающих и мало­отходных технологий влияют на уровень загрязнения окру­жающей среды города и осо­бенно его центральной ча­сти.

Расчеты показывают, что в атмосферу города в течение года выбрасывается свыше 200 тысяч тонн вред­ных веществ. Наиболее крупным источником заг­рязнения является автотран­спорт, на долю которого приходится 64 процента всех выбросов теплоэнергоисточников, ТЭЦ, про­мышленных и коммуналь­ных котельных, отопитель­ных печей индивидуальной застройки. На их долю приходится около 24 процентов всех выбросов. «Вклад» про­мышленности составляет около 12 процентов.

Наиболее высокие уровни загрязнения воздуш­ного бассейна Алматы наб­людаются в центральной и северной промежуточной зоне города.

Обследования, прово­дившиеся в США и Вели­кобритании, показали пря­мую зависимость между по­вышенным содержанием свинца в крови и умствен­ным развитием детей. Доказано, что трехлетние дети, у которых в крови было, более 30 микрограм­мов свинца на 100 милли­литров крови к семи годам, отличались интеллектуаль­ным отставанием.

Размещение промыш­ленных и других объектов в водоохранных зонах, неког­да чистых горных рек и ре­чек типа Карасу, отсутствие ливневой канализации, не­достаточная мощность очи­стных канализационных со­оружений, отсутствие обо­ротного и повторного водо­пользования привели к зна­чительному загрязнению по­верхностных источников. Реки практически утратили способность к самоочище­нию и непригодны для всех видов водопользования.

К ним относятся бассейны рек Каскелен, ча­стично Малой и Большой Алматинок, участки рек Талгар, Есик.

Основными факторами, вызывающими загрязнение подземных вод, являются сточные воды промышлен­ных предприятий, утечки из канализационной сети, нару­шения в режиме хранения нефтепродуктов и складиро­вание токсичных отходов.

По данным НПО «Казрудгеология» и института ги­дрогеологии и гидрофизики Академии Наук Республики Казахстан, вследствие того, что грунтовые воды в райо­не Алматы относятся к 1 ка­тегории защищенности, т.е. практически незащищены, дислокация промышленных и иных объектов загрязняю­щих подземные воды, кате­горически запрещается. Иными словами, большую часть промышленных и коммунально-складских объектов Алматы необходи­мо передислоцировать в другие районы из-за того, что они не отвечают этим требованиям.

Чтобы представить, что Алматы ждет в будущем, ес­ли не предпринять карди­нальных решений в деле охраны природной среды, обратимся к опыту Мехико, также расположенного в котловине гор, в слабо про­ветриваемой местности.

Ежегодно население Мексики увеличивается на 900 тыс. человек. Ежедневно город выбрасывает на при­городные свалки 11 тыс. тонн бытового мусора. Поч­венные воды отравлены от­ходами предприятий. На до­лю столицы приходится 69% промышленной продукции страны. Зашумленность го­рода 120 децибел. По дан­ным мексиканских ученых загрязнение окружающей среды в Мехико в 20 раз превышает соответствую­щие показатели в Нью-Йорке и в 100 раз в Токио.

В Токио, где не так давно регулировщики-поли­цейские стояли на улицах в противогазовых масках, го­родские власти сумели очистить город от ряда производств, загрязняющих воздух. За последние 10-15 лет в Японии были разрабо­таны и внедрены передовые технологические системы по очистке горючего от вредных примесей, установ­лены в законодательном по­рядке самые жесткие в мире допустимые нормы содер­жания ядовитых веществ в выхлопных газах автомоби­лей и в отходах промыш­ленности.

В Генеральном плане Алматы и Алматинской групповой системы населен­ных мест (АГСНМ) пробле­ма охраны окружающей среды занимает главное ме­сто во всех разделах. Имен­но с заботой о будущем здо­ровье алматинцев продикто­вано принципиальное поло­жение о формировании рас­члененной структуры горо­да, учитывающей необходи­мость создания широких зе­леных санирующих коридо­ров, обеспечивающих аэра­цию засоренных селитебно-производственных зон.

С целью уменьшения транспортных заторов и максимального ограждения центральной части города от транзитных потоков гру­зового и легкового тран­спорта в генплане предла­гаются пробивки сквозных меридиональных я широт­ных связей, строительство новых магистралей.

Разделы промышленно­сти, жилфонда, озеленения также пронизаны темой экологической перестройки сложнейшего организма го­рода.

Как один из вариантов принципиальной схемы раз­вития Алматы автором пред­лагается модель, основанная на особенностях горнодо­линной циркуляции. Сели­тебные районы размещают­ся на пути горных бризов, спускающихся с ущелий, и постоянно снабжаются све­жим воздухом. Территории, расположенные между се­литьбой, предназначаются для учебных и научно-ис­следовательских городков, объектов отдыха и здравоохранения, спорта и туризма.

При застройке жилых районов в поймах рек, необ­ходимо придерживаться по­ложения о водоохранных зо­нах малых рек, находящихся на территории Алматы, где установлена их ширина в 500 м. Территории данных зон не подлежат застройке, кроме спортивных площа­док, легких парковых соо­ружений, фонтанов и т.д.

В деле охраны окру­жающей среды Алматы и АГСНМ не должно быть случайных мер. Высокопоставленные чиновники, от которых зависит принятие важнейших решений по раз­витию Алматы, должны по­нять, что невозможно найти изоляцию от загрязненной городской среды с помощью кондиционеров, строитель­ства комфортабельных вилл в пригороде, как бы сохра­няя природу для себя, т.к. «смок» распространился на расстояние в несколько де­сятков километров. Лече­ние должно быть планомер­ным, радикальным и ком­плексным.

Н. Аужанов, А.К. Ахметжанов – журнал «Тауар»

№2 апрель/июнь 1997 г. – стр. 34-36.

Предыдущая запись Энергосберегающая политика Казахстана
Следующая запись Краткие замечания по проектированию и строительству Астаны (аналитический отчет)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.