АЛМА-АТЕ — ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС

В связи с опубликованием в печати для всенародного обсуждения проекта Закона «О статусе столицы Казахской ССР» (теперь Республика Казахстан), как считают специалисты, использование накопленного в мировой градостроитель­ной практике опыта помогло бы гораздо эффективней решать нам наболевшие проблемы дальнейшего социально-экономического развития Алма-Аты.

В каждом цивилизованном обществе, — напоминает он, — существует градострои­тельное законодательство, которое надеж­но защищает результаты труда тех, кто уча­ствует в формировании градостроительной политики того или иного региона, от произ­вола и некомпетентности администрации, служит гарантией беспрепятственного и точного претворения в жизнь воплощен­ных в проекты творческих замыслов архи­текторов, дизайнеров, инженеров. У нас же, при пока существующей структуре власти, когда городом управляют десятки «хозяев», любые ведомства, организации и даже от­дельные высокопоставленные чиновники могут не только безнаказанно нарушать генеральные — планы городов и поселков, проекты их детальной планировки, но и практически не нести за это никакой юри­дической ответственности. Во всем мире сохранилось еще только три таких страны — Монголия, Турция и Кипр.

В результате этой порочной практики су­щественно затрудняется гармоничное, в интересах людей, развитие различных се­литебных территорий, остается безликой и непривлекательной их архитектура, что осо­бенно пагубно сказывается на градострои­тельном облике столичных административ­но-территориальных образований. И нагляд­ный пример тому — наша Алма-Ата, приз­ванная достойно представлять целую неза­висимую республику, однако, по сути дела, ставшую заложником недальновидной и крайне безответственной политики не толь­ко бывших союзных (на что мы обычно любим, ссылаться), но и своих же республика­нских и местных органов власти. Не удиви­тельно, что столица Казахстана, неуклонно превращаясь в экологически небезопасного промышленного монстра, все больше те­ряет былую славу города-сада.

А что между тем подсказывает нам зару­бежный опыт?

Скажем, столица Австрии Вена имеет даже собственную конституцию. Столица США Вашингтон, выделенная в федераль­ный округ Колумбия, находится под юрис­дикцией конгресса, что позволило перемес­тить в пригороды (и тем самым значитель­но разгрузить сам город) многие прави­тельственные учреждения, в том числе Министерство военно-морского флота, Центральное разведывательное управление, Комиссию по атомной энергии, Бюро стандартов. А в ФРГ федеральные ведомства вообще рассредоточены по всей стране: только 26 их из 200 были до объединения ГДР размещены в Бонне. Токио, где еще 6—7 лет назад дежурившие на сплошь загазованных магистралях полицейские снабжались для безопасности специальными кислородными аппаратами, сегодня с выводом из столицы Японии около 40 процентов промпредприятий, стал одним из чистых городов мира.

Свой особый правовой статус   имеет столица Англии — Лондон. Его власти, опираясь на градостроительную доктрину всемирно известного урбаниста Говарда и его последователя Аберкромби, всего за 30 с небольшим лет сумели добиться уменьшения     численности населения здесь на 10 миллиона человек: путем строительства при поддержке государства, причем уже на более дешевых землях за пределами, своего графства ряда ультрасовременных городов-спутников. В них были созданы предприятия, более привлекательные для людей, так как там уровень технологии, условия и труда и быта намного опережали существовавшие до этого в самом Лондоне.

Деконцентрации населения   на   территории США, замедлению или полному   прекращению роста большинства крупных городов, перетеканию населения из них в средние и малые города также способствовали гибкая налоговая политика, дифференциация платы за городскую землю — очень дорого в центре и намного дешевле на окраинах (в Нью-Йорке, например,   это соотношение доходит до 35 раз), хорошо придуманная, развитая инженерная и транспортная инфраструктура.

У нас же в стране безудержный рост населения крупного города, еще совсем недавно, воспринимался как, безусловно, положительный   факт (вспомните хотя бы, как торжественно отмечали в Алма-Ате рождение миллионного жителя). И среди множества причин, порождавших это   негативное явление, в первую очередь необходимо выделить раздельное, иногда даже разными трудовыми коллективами, выполнение генеральных планов города и пригородной   зо­ны.

Жесткая административно — территори­альная система управления, воздвигшая по­истине «китайскую стену» между городом и деревней, традиционное противоборство между городскими и областными властями, когда проектировщики попадают, образно говоря, в положение «между молотом и наковальней», самым губительным образом сказывается на осуществлении идей гене­ральных планов.

Впервые удалось преодолеть сложивши­еся десятилетиями стереотипы ленинград­ским проектировщикам (руководитель ав­торского коллектива В. Ф. Назаров). А вско­ре, после неудачной попытки разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) генерального плана лишь одной отдельно взятой Москвы, примеру своих ленинград­ских коллег последовали и столичные гра­достроители. И важным гарантом комплексности градостроительной политики тут ста­ла концепция полной независимости Мос­ковского городского и областного Советов от ведомственного диктата. Особый статус Москвы и Московской области предусмат­ривает выделение их в единое администра­тивно-территориальное образование — столичный регион союзного или союзно-республиканского подчинения. Такое ре­шение призвано было обеспечить приори­тетность интересов государства и собст­венно населения региона в выборе стра­тегии его развития, устранить противоречия между статусом Москвы как столицы стра­ны и одновременно — города республикан­ского подчинения. Думается, с распадом Союза, при котором эти противоречия отпа­дают сами собой, особый статус его быв­шей столицы, но по-прежнему столицы не­зависимой Российской федерации в той или иной форме сохранится.

Подобный подход напрашивается и при­менительно к Алма-Атинскому столичному региону с охватом прилегающих к Алма-Ате территорий Талгарского, Каскеленского, Энбекшиказахского, Илийского и ча­сти Джамбулского районов с п. Фабричный, имеющим технологические и социаль­ные связи с городом. Для сравнения, по данным 1984 года, площадь «Большого Лондона» составляет 1580 кв. км, Париж­ской агломерации «Иль-де-Франс» с 8 департаментами — 12 тыс. кв. км, в то время как Алма-Аты — всего около 230 кв. км.

Приведем краткий ретроспективный ана­лиз развития Алма-Аты, который, как мне кажется, заинтересует не только специа­листов.

До революции этот процесс не отличал­ся особым динамизмом. В советское вре­мя бурному росту численности населения города особенно способствовали переезд сюда в 1929 году столицы Казахстана из Кзыл-Орды и строительство знаменитого Турксиба — железнодорожной линии Таш­кент — Новосибирск. Так, если’ в 1925 году в Алма-Ате проживало всего 45,9 тыс. человек, то в 1937 году — уже 197,4, в 1939 году — 230 тыс. человек.

Город, ограниченный до 1930 года .терри­ториями между реками Весновка и Малая Алматинка, по мере своего роста и разви­тия промышленности стал осваивать земли и к западу от этой полосы.

Особенно широкий размах приобрело здесь градостроительство в предвоенные годы. Примерно в это время в основных чертах сложился ныне существующий центр города в границах улиц Фурманова — Сейфуллина — Калинина — Пастера (сейчас Укена Макатаева).

Размещение в годы войны ряда эвакуи­рованных с оккупированных областей страны предприятий способствовало дальней­шему территориальному росту города в за­падном направлении.

1955 год известен как начало массового индустриального жилищного строительства в нашей стране. В 1959 году выдал свою первую продукцию Алма-Атинский домо­строительный комбинат (АДК), мощности которого составляли тогда 175 тыс. квад­ратных метров жилой площади в год (се­годня они доведены до 490 тысяч).

К началу 70-х годов довольно обширная по своим размерам территория городской застройки Алма-Аты (11158 га) представля­ла собой в целом весьма компактный мас­сив, вытянутый в меридиональном направ­лении. Все более заметной становились диспропорции в развитии южной и север­ной (ниже бывшей улицы Ташкентской) ча­стей города. Если в первой оказался сосре­доточенным почти весь капитальный жи­лой фонд, подавляющее число объектов обслуживания, то во второй — с каждым годом все заметней становился дефицит всего, кроме разве что промышленно-складских территорий, загазованности и вообще полного букета неблагоприятных экологических факторов.

После разработки карты сейсмического микрорайонирования были выявлены се­вернее проспекта Рыскулова территории с сейсмикой 9 баллов, хотя раньше счита­лось, что они имеют здесь не менее 10 бал­лов, а потому совершенно непригодны для многоэтажного строительства. В результате появились жилые микрорайоны — Айнабулак и Жулдыз.

Последний период развития города ха­рактеризуется продолжающимся ростом объемов строительства, крупных жилых массивов, объектов соцкультбыта, реконст­рукцией существующих и появлением но­вых промпредприятий.

Следует особо подчеркнуть, что пробле­ма регулирования, размещения и строи­тельства промышленных предприятий не­однократно поднималась градостроителя­ми. Однако, начиная, с первого генплана Алма-Аты в 1936 году и по сей день, воп­реки социальным приоритетам, она не только кардинально так и не решена, но и становится все более острой. Результат из­вестен — неупорядоченное, хаотичное развитие города в целом и его промобразований в частности. Описание фабричных районов Петербурга, сделанное когда-то Ф. М. Достоевским, оставляет куда менее тягостное впечатление, чем знакомство с нашими алма-атинскими промзонами. Кста­ти, среди причин, вызвавших сумгаитскую трагедию 1988 года, исследователи называ­ют и такие, как удручающее состояние там промобъектов, антиэстетику, бесконеч­ные мрачные заборы и постоянно дымящие трубы многочисленных предприятий.

Из Алма-Аты по новому генплану наме­чается вывести 123 промобъекта. Между тем, и наш собственный опыт не дает нам оснований для оптимизма. Достаточно хотя бы вспомнить судьбу многих принятых по этому поводу, причем на самом высоком по тем временам уровне решений и поста­новлений.

В очередной раз приходится сожалеть о том, что Алма-Ата по сути дела стала круп­нейшей в республике перевалочной базой разнообразных народнохозяйственных гру­зов, включая такие загрязняющие окружа­ющую среду, как уголь, различные газы и нефтепродукты, которые, стекаясь со всей страны к подножию Алатау с его уникаль­ным микроклиматом и, занимая тысячи гек­таров бесценной городской земли, как пра­вило, отправляются затем в обратный путь.

При острейшем дефиците земли для раз­мещения крайне необходимых городу объ­ектов отдыха, спорта, здравоохранения бесплатное до сих пор пользование ею привело к тому, что промзоны у нас зани­мают в среднем 45 кв. м. на одного жителя, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 18—20 кв. м.

В Алма-Ате совершенно не используется подземное пространство, хотя этому здесь больше чем где-либо способствует сам ук­лон местности. А ведь такое решение поз­волило бы разместить дополнительные сот­ни автомашин в подземных гаражах и на автостоянках, организовать там торговые комплексы и складские объекты, сэкономить, в конечном счете, огромные городские территории.

В будущем законе о статусе столицы Рес­публики Казахстан должны быть четко уста­новлены формы и размеры компенсации за пользование этими ценнейшими террито­риями, транспортом, коммуникациями и энергоресурсами, другими услугами, опре­делены главные и второстепенные приори­теты в развитии столичного комплекса, в том числе по размещению учреждений нау­ки и подготовке кадров высокой квалифи­кации, банков, прочих финансовых струк­тур. Чтобы привлечь сюда в достаточном количестве иностранных туристов и тем са­мым значительно увеличить приток валюты в республиканский и городской бюджеты, необходимо начать ускоренными темпами сооружение комфортабельных гостиниц, кемпингов, кафе, ресторанов, специализи­рованных магазинов, создать для этого совместные предприятия, заинтересовать в инвестиции указанных объектов, в обога­щении нашего народного хозяйства совре­менными технологиями зарубежных пред­принимателей.

Самые широкие перспективы по выпол­нению предложенного выше открывают приобретение Казахстаном подлинной не­зависимости, стабильная политическая си­туация в республике, тот высокий междуна­родный авторитет, которым она теперь пользуется, благоприятные природно-кли­матические условия, размещение нашей столицы на перекрестке важнейших воз­душных и сухопутных трасс, наконец, реа­лизация в кооперации со среднеазиатски­ми республиками недавно намеченного вместе с ними грандиозного проекта по строительству трансазиатской железнодо­рожной магистрали, которая свяжет Китай с арабским Востоком, Ираном и Турцией.

Ряд важных положений закона о статусе столичного комплекса можно было бы рас­пространить и на такие крупные промыш­ленные центры Казахстана, как Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск, Павлодар и другие, где имеются аналогичные диспро­порции народного хозяйства, правда, чаще всего в гораздо меньших масштабах.

Относительно этих городов вполне, по нашему мнению, приемлема идея рассре­доточения управленческих функций рес­публиканского масштаба по опыту той же ФРГ. Почему бы, например, в мощнейшем Караганда — Темиртауском промышленном узле не быть органам управления угледо­бычей и черной металлургией, в Усть-Каме­ногорске — цветной и геологией, в Чим­кенте — химической промышленностью, в Семипалатинске — легкой и пищевой, в Павлодаре — машиностроением и энерге­тикой, в Кзыл-Орде — мелиорацией, в Це­линограде — сельским, хозяйством? Совре­менные средства аудио- и визуальной тех­ники обеспечат надежную оперативную связь с центром и на больших расстояни­ях, а непосредственное знакомство с теми проблемами, от которых некоторые каби­неты все еще весьма далеки, только помо­гут интересам дела.

В таком же подходе нуждается, на наш взгляд, и размещение объектов здравоох­ранения, науки. В частности, специализиро­ванные республиканские центры онколо­гии, туберкулеза, детской гематологии и т.д. не обязательно создавать только в Алма-Ате. Ведь в некоторых областных центрах имеются и соответствующие учеб­ные и научные базы, и квалифицированные кадры (вспомним: ранее малоизвестный сибирский город Курган стал всемирно знаменитым, благодаря успехам травмато­лога и ортопеда Г. Илизарова). Тем самым мы поможем нашим областным центрам из­бавиться от налета провинциальности, под­нять их социальный и культурный статус и заодно позволим более гармонично разви­ваться самой Алма-Ате.

Н. Аужанов – журнал «Казахстан: экономика и жизнь»

№ 2, 1992 г. (стр. 52-54)

Предыдущая запись АЛЬТЕРНАТИВА ВСЕГДА ЕСТЬ
Следующая запись Генплан Костаная (Хронограф).

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.