Это вам не Канберра! В XXI век с генпланом Целинограда?

Прошел, впервые в истории суверенного Казахстана, международный конкурс на генеральный план Астаны, позади шумные чествования победителей, раздача призов и томительное ожидание: а что же дальше?

Город продолжает жить со всеми своими проблемами улично-дорожной сети, ветшающей инженерной инфраструктуры, саманной застройки центральной части города, огромной и ждущей своей судьбы промышленной зоны. Будем ждать, когда японский мастер за нас будет решать эти оперативные задачи?

Мне думается, что основная забота Кишо Куракавы — это продолжение разработки стратегической концепции развития Астаны, начатой в конкурсном проекте. На плечи местных градостроителей должны лечь насущные текущие задачи, указанные выше.

Вот уже 3-й год идет разработка нового генерального плана в стенах проектно-строительной компании «Ак Орда», генерального проектировщика новой столицы — Казахстана, израсходованы огромные государственные деньги, «а воз и ныне там», т.е. Астана до сих пор развивается без основного градорегулирующего документа.

Я категорически не согласен с утверждением первого заместителя акима г.Астаны Ф.Х.Галимова, курирующего столичный стройкомплекс, опубликованным в газете «Казахстанская правда» от 13 февраля сего года о том, что якобы Астана имеет генеральный план, и то, что в него вносятся коррективы, — это закономерно. Нет генплана Астаны, он еще будет. Застройка города сегодня осуществляется интуитивно, без полноценных проектов застроек, выверенных через профессиональное и общественное мнение, хотя за три года с этой задачей можно было вполне справиться.

К огорчению, отсутствие градорегулирующей документации по застройке нашей столицы имеет далеко идущие негативные последствия. Их нужно срочно исправлять. Прежде всего, зададимся вопросом: почему частная фирма в лице ПСК «Ак Орда» монополизировала такой государственно важный объект, как генеральный план? Кто его учредитель? Может быть, в этом кроются причины столь затяжного процесса разработки генерального плана? Что мешает проверить Минфину истинную картину расходования огромной суммы денег, в несколько сот миллионов тенге, из бюджета республики? Видимо, личные интересы здесь стали преобладать над столь ответственной государственной задачей, поставленной Президентом страны.

За три года разработки генерального плана не было проведено ни одного открытого обсуждения разделов такого важнейшего документа, как проекта застройки первоочередных районов. Раньше, во время самостоятельного Госстроя, во главе с заместителем председателя, членом-корреспондентом союзной Академии художеств Рустемом Аббасовичем Сейдалиным, курировавшим сферу архитектуры и градостроительства, практиковали активное и гласное конкурсное проектирование с компетентным жюри, присутствовала профессиональная критика, работали градостроительные советы при местных органах власти. Это давало свои положительные результаты, когда методом мозговой атаки отбирались зерна из плевел, определялись лучшие решения и, самое главное, экономились огромные государственные деньги. Импорт зарубежной технологии и строительных материалов грозит завозом к нам градостроительных кадров и идей, если сохранится нынешнее положение. Не надо забывать, что наша казахстанская школа была одной из ведущих в бывшем СССР.

Градостроитель в отличие от архитектора-объемщика, — это носитель коллективных замыслов и коллективных решений. Один неверный шаг, и тысячи жителей жилого района обречены, жить рядом с промзоной, с железной дорогой, под шумовой полосой аэропорта или бороться с последствиями подтопления. Это измеряется не только миллиардными потерями, но и самым главным — ухудшением здоровья населения и деградацией ландшафта окружающих территорий.

Вернемся немного назад. Прозвучавшая из уст Прези­дента Н.Назарбаева, точно рассчитанная во времени и стратегически верная идея строительства новой столицы Казахстана воодушевила градостроителей нашей респуб­лики и сделала горячими сторонниками этой линии.

Механизм переноса столицы неизбежно поднял воп­рос о разработке генерального плана города, а первым шагом к нему был объявленный и проведенный в 1995-96 гг. первый открытый конкурс на разработку концепции раз­вития Астаны. Не буду останавливаться на значительных организационно-технических недоработках проведения данного конкурса и далеко не корректного выявления по­бедителя. Это достаточно широко освещалось в печати. В результате с 1996 года проектирование генерального пла­на новой столицы и ее первоочередной застройки было поручено вести проектно-строительной компании «Ак Орда», где градостроителям, в силу недальновидности ру­ководителей, была изначально уготована роль исполни­теля воли сверху. Подобная, стратегически неверная, по­зиция ПСК «Ак Орда», заключающаяся в игнорировании сложившейся практики разработки генплана, и подчине­ние сложных социально-пространственных процессов развития города какому-то идеализированному архитек­турно-проектному наивному рисунку и стало причиной резкого высказывания Президента Н.Назарбаева в нача­ле 1998 года. Это опять побудило Президента страны, об­ратиться к правительству, найти финансовые средства для проведения уже международного конкурса. О составе жюри, его председателе инженере-конструкторе и о мно­гом другом говорили перед конкурсом, но главное, в пос­ледующем не было проведено предусмотренное по усло­виям конкурса общественное обсуждение выставленных 27 проектов.

Несмотря на то, что члены жюри не были ознакомлены с основными исходными материалами территории Горо­да по вине ПСК «Ак Орда», выбор был сделан объективно, проект японского зодчего отразил дух времени и динамич­ный характер развития современного города. Мне он оп­ределенно по душе.

Сегодня Астана, как бывший областной центр, получив­ший статус столицы, крайне нуждается в скорейшей раз­работке, обсуждении и принятии решений по комплекс­ной и ансамблевой застройке улиц столицы, ее новых пло­щадей, жилых районов и других мест массового пребы­вания людей. Благодаря кропотливо исполненным маке­там, и не в единственном варианте, выверялась застрой­ка города, что давало путевку в жизнь многим красивым ансамблям. Так застраивался центр Караганды, его юго-восточный жилой район, микрорайоны Актау и Павлода­ра, проспект Достык в городе Алматы, застройка Степногорска и др.

Альтернативы этому нет. Болезнь «штучного подхода» присуща всем городам, но она проходит с приходом про­фессионального градостроительного проектирования. Если это спорно, я обращаюсь к главным архитекторам го­родов с предложением изложить иную идеологию фор­мирования городской среды, сомасштабной человеку.

Нужно широко вовлекать специалистов, которые, слава богу, еще сохранились, нужно проводить всевозможные мини-конкурсы среди профессионалов-градостроителей, объявлять тендеры среди них на гласной основе и т.д.

Так, организаторы конкурса на новый проект столицы Австралии города Канберра постарались привлечь к уча­стию максимально большое количество градостроителей. Условия конкурса, топографическая съемка рассылались по всем известным адресам, а макет участка местности демонстрировался во всех столицах австралийских шта­тов, а также в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Оттаве, Париже, Берлине, Кейптауне, Претории и Веллин­гтоне. В итоге было получено 137 проектов (в нашем слу­чае — 27), из которых был выбран лучший проект У.Б.Гриффина (Walter Barley Griffin) из Чикаго, который активно ис­пользовал топографию местности для формирования и структурирования города. В результате Канберра по пра­ву снискала славу одной из красивейших столиц мира. Крупнейшие столицы мира, такие, как Париж, Берлин, Лондон, Вашингтон, Варшава, оказались в авангарде мировой архитектуры и градостроительства благодаря отработанной системе конкурсов на проекты, начиная с города и его окружения и заканчивая планировкой жилых районов и промышленных зон.

В прошлом году мэр Москвы по инициативе столич­ных архитекторов издал постановление «О проектиро­вании важнейших объектов и градостроительных узлов на конкурсной основе», в результате чего столица России украсится не одним выдающимся ансамблем. Здесь же, в России, переживающей сложные события за последние годы, тем не менее, разработано около 200 генеральных планов крупных городов за счет средств местных органов власти, эффективно работает действующий Госстрой, проходят ежегодные совещания по проблемам архитектуры и градостроительства, выпускаются десятки архитектурных журналов и газет, освещающих актуальные темы. У нас же, в Казахстане, полная идиллия и благополучие, что вступает в явное противоречие на фоне растущих темпов строительства новой столицы.

Несмотря на то, что ПСК «Ак Орда» разрабатывает планировочную документацию по некоторым градузлам, подобная, искусственно-созданная монополия по застройке Астаны уже привела к негативным явлениям, названным выше.

Аким города и его службы в условиях отсутствия ген­плана, как главного градорегулирующего документа, естественно, не имеют достаточно четких ориентиров в пространственном развитии города. В свое время столичному акимату предлагалось со стороны специалистов-градостроителей создать проектный институт «Астанагенплан», где муниципалитет контрольным пакетом своих акций мог бы влиять на ход и качество разработки генерального плана. Однако эта инициатива осталась без ответа.

Судя по интервью в газете «Казахстанская правда», г-н Галимов в своей программе действий на этот год собирается, в силу отсутствия нового генплана, застрявшего в стенах ПСК «Ак Орда», опираться на генеральный план г. Целинограда, разработанного еще в 1987 г. тогда еще активнодействующим проектным институтом «Казгипроград». Этот генплан давно устарел не только по своим физическим параметрам, но и не отвечает сегодня рыночным требованиям, на нем не въедешь в грядущий XXI век, это уже не областной центр, а столица государства в центре Евразии. Мы считаем, что новой столице нужны молодые, профессионально и нестандартно мыслящие кадры, способные комплексно подходить к решению сложных градостроительных задач, грамотно руководить строительным комплексом Астаны. Это в целом отвечает и перспективной кадровой политике нашего Президента, смело выдвигающего на высокие государственные  должности молодых руководителей.

Движение к демократически развитому обществу, к которому призывает президент Н. Назарбаев, в моем представлении, означает, прежде всего, широкое внедрение понятия гласности и соревновательности. Этого пока не скажешь о практике проектирования и застройки Астаны. Это наносит ущерб не только государству, но и престижу Президента Казахстана, благодаря энергии, воле и настойчивости которого преобразуется Астана в подлинно евразийский город Мира и Согласия.

Н. Аужанов – Отечество — №10 (11) 11 марта 1999 г.

Предыдущая запись Территориально-планировочная структура города
Следующая запись Чем глубже в город, тем больше зелени!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.